Проверяемый текст
Манкиева Хадишт Мухтаровна. Генезис правовой культуры народов Северного Кавказа (Диссертация 2006)
[стр. 23]

23 Убийство в большинстве государств, обществ, этносов считается противоправным, за исключением известных случаев.
По адату народов Северного Кавказа в обозримом прошлом убийство на почве кровной мести не считалось преступлением.
Подобные различия отражают ценности и установки того общества, в котором они приняты.
Ценности, высоко чтимые у народов Кавказа, могут резко отличаться от тех ценностей, которые приняты населением центральной России.
Практический подход к институционной значимости
адагского права на Северном Кавказе менялся от эпохи к эпохе, и мог быть различным в разное время, даже если это право оставалось неизменным.
Присоединение к Российской империи Северного Кавказа означало знакомство с правовым строем его народов и сделало необходимым выбор между его признанием или сломом.
В России в XIX в.
уже имелся опыт применения традиционного права.
Весьма широкое изучение юридических обычаев народов России началось в XIX в., хотя большая часть населения страны издревле применяла
юридические обычаи в своей жизни, но это игнорировалось официальной властью, которая как бы не замечала их и не признавала источниками права.
Начало новым представлениям было положено Екатериной II, которая писала в одном из наказов: «Законы суть особенные и точные установления законоположника, а нравы и обычаи суть установления всего вообще народа.
Весьма худая та политика, которая переделывает то законами, что надлежит переменять
обычаями»17.
Постепенно власть и ученые стали осознавать необходимость не просто изучения, но и применения в государственном управлении и законодательном процессе результатов исследования обычного права.
Большую роль сыграли труды комиссии по изучению народных юридических обычаев, созданной в Петербурге при
Российском географическом обществе.
Первые труды носили скорее описательный, чем сравнительный
17 Екатерина II.
Сочинения.
М., 1990.
С.24-25.
[стр. 93]

93 — т _ «нормативными обобщениями», является элементарным в виде общих положений о должном или дозволенном поведении, его признаках, последствиях.
Данные письменные памятники права народов Северного Кавказа по своим технико-юридическим характеристикам во многом совпадают.
Все они компиляции, состоящие главным образом из трех основных компонентов: решений конкретных дел, которым придано нормативное значение; санкционированных властью господствующих обычаев; непосредственно правотворческих постановлений.
Именно в этих национальных системах адата аккумулировались особенности данного этноса, его культуры, экономического, политического и духовного развития, специфика становления и совершенствования юридических отношений.
Убийство в большинстве государств, обществ, этносов считается противоправным, за исключением известных случаев.
По адату народов Северного Кавказа в обозримом прошлом убийство на почве кровной мести не считалось преступлением.
Подобные различия отражают ценности и установки того общества, в котором они приняты.
Ценности, высоко чтимые у народов Кавказа, могут резко отличаться от тех ценностей, которые приняты населением центральной России.
Практический подход к институционной значимости
адатского права на Северном Кавказе менялся от эпохи к эпохе, и мог быть различным в разное время, даже если это право оставалось неизменным.
Присоединение к Российской империи Северного Кавказа означало знакомство с правовым строем его народов и сделало необходимым выбор между его признанием или сломом.
В России в XIX в.
уже имелся опыт применения традиционного права.
Весьма широкое изучение юридических обычаев народов России началось в XIX в., хотя большая часть населения страны издревле применяла
77 77 Алексеев С.С Право.
Опыт комплексного исследования.
М., 1999.
С.
205.


[стр.,94]

94 юридические обычаи в своей жизни, но это игнорировалось официальной властью, которая как бы не замечала их и не признавала источниками права.
Начало новым представлениям было положено Екатериной II, которая писала в одном из наказов: «Законы суть особенные и точные установления законоположника, а нравы и обычаи суть установления всего вообще народа.
Весьма худая та политика, которая переделывает то законами, что надлежит переменять
обычаями»78.
Постепенно власть и ученые стали осознавать необходимость не просто изучения, но и применения в государственном управлении и законодательном процессе результатов исследования обычного права.
Большую роль сыграли труды комиссии по изучению народных юридических обычаев, созданной в Петербурге при
Географическом обществе.
Первые труды носили скорее описательный, чем сравнительный
характер.
Вместе с тем, было положено начало дискуссиям о роли и месте обычного права.
Обычное право определялось в это время как «бытовая форма права», которая «не зависит от закона в силу общего убеждения в ее необходимости и обязательности».
Считалось, что обычное право, выработанное народом под влиянием жизненных условий, заключает в себя общепризнанные юридические воззрения народа.
Сравнивая обычное право с гражданскими законами Российской империи, И.
Оршанский отмечал, что оно имеет определенные преимущества.
«Русское обычное право, писал он, представляет собой довольно стройное и вполне удовлетворяющее понятиям и потребностям создавшего его народа»79.
Видный правовед Ф.
Морошкин считал право «безусловной принадлежностью народа».
«Право живет в народных обычаях», писал он, по его мысли, «законодатели начали двигать народными убеждениями» и 78 Екатерина II.
Сочинения.
М., 1990.
С.24-25.
79 Оршанский И.
Народный суд и народное право // Журнал гражданского и уголовного права.
1875.
Кн.З.

[Back]