24 характер. Вместе с тем, было положено начало дискуссиям о роли и месте обычного права. Обычное право определялось в это время как «бытовая форма права», которая «не зависит от закона в силу общего убеждения в ее необходимости и обязательности». Считалось, что обычное право, выработанное народом под влиянием жизненных условий, заключает в себя общепризнанные юридические воззрения народа. Сравнивая обычное право с гражданскими законами Российской империи, И. Оршанский отмечал, что оно имеет определенные преимущества. «Русское обычное право, писал он, представляет собой довольно стройное и I Я вполне удовлетворяющее понятиям и потребностям создавшего его народа» . Видный правовед Ф. Морошкин считал право «безусловной принадлежностью народа». «Право живет в народных обычаях», писал он, по его мысли, «законодатели начали двигать народными убеждениями» и «открылся в истории законодательства период переселения обычая в положительное законодательство». Он высказал опередившие время мысли о том, что далеко не каждая обычно-правовая норма законодательно кодифицировалась. Законодательство было просто не в состоянии исчерпать «неиссякаемый источник» обычного права18 19. Первостепенное значение обычного права в истории российского права выявил и последовательно доказывал Н.П. Загоскин: «Отношения юридической жизни всякого народа ... далеко не исчерпываются писаным правом, наряду с последним в жизни всякого народа действуют также нормы права неписаного, живущего в народной памяти». Его несомненная заслуга в том, что наряду с памятниками законодательства он рассматривал обычное право как источник, определивший «значительную массу отношений и институтов не только частного гражданского права, но и права государственного, адми18 Оршанский И. Народный суд и народное право // Журнал гражданского и уголовного права. 1875. Кн.З. 19 Морошкин Ф. Об уложении и последующем его развитии. М., 1839. С 17. |
94 юридические обычаи в своей жизни, но это игнорировалось официальной властью, которая как бы не замечала их и не признавала источниками права. Начало новым представлениям было положено Екатериной II, которая писала в одном из наказов: «Законы суть особенные и точные установления законоположника, а нравы и обычаи суть установления всего вообще народа. Весьма худая та политика, которая переделывает то законами, что надлежит переменять обычаями»78. Постепенно власть и ученые стали осознавать необходимость не просто изучения, но и применения в государственном управлении и законодательном процессе результатов исследования обычного права. Большую роль сыграли труды комиссии по изучению народных юридических обычаев, созданной в Петербурге при Географическом обществе. Первые труды носили скорее описательный, чем сравнительный характер. Вместе с тем, было положено начало дискуссиям о роли и месте обычного права. Обычное право определялось в это время как «бытовая форма права», которая «не зависит от закона в силу общего убеждения в ее необходимости и обязательности». Считалось, что обычное право, выработанное народом под влиянием жизненных условий, заключает в себя общепризнанные юридические воззрения народа. Сравнивая обычное право с гражданскими законами Российской империи, И. Оршанский отмечал, что оно имеет определенные преимущества. «Русское обычное право, писал он, представляет собой довольно стройное и вполне удовлетворяющее понятиям и потребностям создавшего его народа»79. Видный правовед Ф. Морошкин считал право «безусловной принадлежностью народа». «Право живет в народных обычаях», писал он, по его мысли, «законодатели начали двигать народными убеждениями» и 78 Екатерина II. Сочинения. М., 1990. С.24-25. 79 Оршанский И. Народный суд и народное право // Журнал гражданского и уголовного права. 1875. Кн.З. 95 «открылся в истории законодательства период переселения обычая в положительное законодательство». Он высказал опередившие время мысли о том, что далеко не каждая обычно-правовая норма законодательно кодифицировалась. Законодательство было просто не в состоянии исчерпать ЯП «неиссякаемый источник» обычного права . Первостепенное значение обычного права в истории российского права выявил и последовательно доказывал Н.П. Загоскин: «Отношения юридической жизни всякого народа ... далеко не исчерпываются писаным правом, наряду с последними в жизни всякого народа действуют также нормы права неписаного, живущего в народной памяти». Его несомненная заслуга в том, что наряду с памятниками законодательства он рассматривал обычное право как источник, определивший «значительную массу отношений и институтов не только частного гражданского права, но и права о государственного, административного, уголовного и судебного процессов» . Правительственная администрация и исследователи приходили к пониманию того, что громадное большинство населения Кавказа как подданных Российской империи руководствуются в сфере частных гражданских отношений не писаными законами, а правилами, сложившимися из обычаев, во многом не согласными с началами законодательства и ни в какие сборники не занесенными. Одновременно с сюжетами обычного права власть и исследователи занимались анализом народной или традиционной юстиции. Были сделаны выводы, что традиционная юстиция действует на основании обычного права и ставит своей целью не применение формальной законности, а поиск справедливости. Государственная и горская общинная юстиция не конкурируют, а дополняют друг друга. По авторитетному мнению Н. Рулана, задача традиционного правосудия «не прибегать к заранее установленным нормам, а добиваться восстановления общественного равновесия, * 81 10 Морошкин Ф. Об уложении и последующем его развитии. М., 1839. С 17. 81 Загоскин Н.П. История права русского народа. — Казань, 1899. Вып. 1. С. 26. |