25 нистративного, уголовного и судебного процессов»20. Правительственная администрация и исследователи приходили к пониманию того, что громадное большинство населения Кавказа, как подданных Российской империи, руководствуется в сфере частных гражданских отношений не писаными законами, а правилами, сложившимися из обычаев, во многом не согласными с началами законодательства и ни в какие сборники не занесенными. Одновременно с сюжетами обычного права власть и исследователи занимались анализом народной или традиционной юстиции. Были сделаны выводы, что традиционная юстиция действует на основании обычного права и ставит своей целью не применение формальной законности, а поиск справедливости. Государственная и горская общинная юстиция не конкурируют, а дополняют друг друга. По авторитетному мнению Н. Рулана, задача традиционного правосудия «не прибегать к заранее установленным нормам, а добиваться восстановления общественного равновесия, нарушенного какимлибо потрясением, спорные вопросы решаются примирением сторон»21. Признание за адатами силы действующих юридических норм, естественно, привело к насущной необходимости для государственной власти изучения правоотношений в горских обществах Кавказа. Неизбежно возникали вопросы о соотношении адата и шариата с действовавшими положениями гражданского, уголовного права, об их применении в судебной и административной практике. Устав об управлении инородцами 1822 г. предусматривал и официально санкционировал право на управление инородцев по их собственным законам и обычаям. Статьей 2651 Свода Гражданских Постановлений было определено: «внешним инородцам в исковых делах и других неудовольствиях, как между 20 Загоскин Н.П. История права русского народа. — Казань, 1899. Вып. 1. С. 26. 21 Рулан Н. Юридическая антропология. М., 2000. |
95 «открылся в истории законодательства период переселения обычая в положительное законодательство». Он высказал опередившие время мысли о том, что далеко не каждая обычно-правовая норма законодательно кодифицировалась. Законодательство было просто не в состоянии исчерпать ЯП «неиссякаемый источник» обычного права . Первостепенное значение обычного права в истории российского права выявил и последовательно доказывал Н.П. Загоскин: «Отношения юридической жизни всякого народа ... далеко не исчерпываются писаным правом, наряду с последними в жизни всякого народа действуют также нормы права неписаного, живущего в народной памяти». Его несомненная заслуга в том, что наряду с памятниками законодательства он рассматривал обычное право как источник, определивший «значительную массу отношений и институтов не только частного гражданского права, но и права о государственного, административного, уголовного и судебного процессов» . Правительственная администрация и исследователи приходили к пониманию того, что громадное большинство населения Кавказа как подданных Российской империи руководствуются в сфере частных гражданских отношений не писаными законами, а правилами, сложившимися из обычаев, во многом не согласными с началами законодательства и ни в какие сборники не занесенными. Одновременно с сюжетами обычного права власть и исследователи занимались анализом народной или традиционной юстиции. Были сделаны выводы, что традиционная юстиция действует на основании обычного права и ставит своей целью не применение формальной законности, а поиск справедливости. Государственная и горская общинная юстиция не конкурируют, а дополняют друг друга. По авторитетному мнению Н. Рулана, задача традиционного правосудия «не прибегать к заранее установленным нормам, а добиваться восстановления общественного равновесия, * 81 10 Морошкин Ф. Об уложении и последующем его развитии. М., 1839. С 17. 81 Загоскин Н.П. История права русского народа. — Казань, 1899. Вып. 1. С. 26. 96 нарушенного каким-либо потрясением, спорные вопросы решаются примирением сторон»82. Признание за адатами силы действующих юридических норм, естественно, привело к насущной необходимости для государственной власти изучения правоотношений в горских обществах Кавказа. Неизбежно возникали вопросы о соотношении адата и шариата с действовавшими положениями гражданского, уголовного права, об их применении в судебной и административной практике. Устав об управлении инородцами 1822 г. предусматривал и официально санкционировал право на управление инородцев по их собственным законам и обычаям. Статьей 2651 Свода Гражданских Постановлений было определено: «внешним инородцам в исковых делах и других неудовольствиях, как между ними, так и с посторонними людьми, предоставляется право разбираться на основании древних обычаев и законов их». Одни исследователи, изучавшие адатское право, видели в нем явление, отличающееся от права государственного. Другие настаивали на известной связи между писаным правом и адатом. Разночтения и споры о природе адата могли объясняться либо стремлением обосновать его действенность как системы права и необходимость ее использования, либо доказать применимость лишь отдельных норм адата в действовавшей российской правовой системе. К концу XIX в. российская юридическая и этнографическая науки накопили значимый эмпирический материал по адатскому праву и весьма преуспели в его теоретическом осмыслении. Ф.И. Леонтович отмечал, что «в обычном праве кавказских горцев ... сохранилось немало институтов глубокой старины, по своему происхождению и характеру принадлежащих к таким явлениям ,2 Рулам Н. Юридическая антропология. М., 2000. |