26 ними, так и с посторонними людьми, предоставляется право разбираться на основании древних обычаев и законов их». Одни исследователи, изучавшие адатское право, видели в нем явление, отличающееся от права государственного. Другие настаивали на известной связи между писаным правом и адатом. Разночтения и споры о природе адата могли объясняться либо стремлением обосновать его действенность как системы права и необходимость ее использования, либо доказать применимость лишь отдельных норм адата в действовавшей российской правовой системе. К концу XIX в. российская юридическая и этнографическая науки накопили значимый эмпирический материал по адатскому праву и весьма преуспели в его теоретическом осмыслении. Ф.И. Леонтович отмечал, что «в обычном праве кавказских горцев ... сохранилось немало институтов глубокой старины, по своему происхождению и характеру принадлежащих к таким явлениям общественной культуры, которые встречались ... в истории всех народов. Адаты ... кавказских горцев представляют нередко целиком многие институты древнего германского или славянского права»22. Таким образом, адат это исторический социальный феномен, обладающий зримым и внешне наличным характером. В качестве явления интеллектуальной жизни народов Северного Кавказа адат оставался общепризнанным правом. На различных этапах своего существования он в своих разновидностях и источниках у некоторых этносов не всегда выступал, вплоть до настоящего времени, в одном лишь писаном виде. Северокавказское традиционное право, выраженное в адатах, имеет свои специфические свойства, объективные закономерности существования и развития. С позиций правовой догматики, адат представляет собой общеобязательный образец при рассмотрении и решении юридически 22 Леонтович Ф.И. Адаты кавказских горцев. Одесса, 1882. С. 8. |
96 нарушенного каким-либо потрясением, спорные вопросы решаются примирением сторон»82. Признание за адатами силы действующих юридических норм, естественно, привело к насущной необходимости для государственной власти изучения правоотношений в горских обществах Кавказа. Неизбежно возникали вопросы о соотношении адата и шариата с действовавшими положениями гражданского, уголовного права, об их применении в судебной и административной практике. Устав об управлении инородцами 1822 г. предусматривал и официально санкционировал право на управление инородцев по их собственным законам и обычаям. Статьей 2651 Свода Гражданских Постановлений было определено: «внешним инородцам в исковых делах и других неудовольствиях, как между ними, так и с посторонними людьми, предоставляется право разбираться на основании древних обычаев и законов их». Одни исследователи, изучавшие адатское право, видели в нем явление, отличающееся от права государственного. Другие настаивали на известной связи между писаным правом и адатом. Разночтения и споры о природе адата могли объясняться либо стремлением обосновать его действенность как системы права и необходимость ее использования, либо доказать применимость лишь отдельных норм адата в действовавшей российской правовой системе. К концу XIX в. российская юридическая и этнографическая науки накопили значимый эмпирический материал по адатскому праву и весьма преуспели в его теоретическом осмыслении. Ф.И. Леонтович отмечал, что «в обычном праве кавказских горцев ... сохранилось немало институтов глубокой старины, по своему происхождению и характеру принадлежащих к таким явлениям ,2 Рулам Н. Юридическая антропология. М., 2000. 97 общественной культуры, которые встречались ... в истории всех народов. Адаты ... кавказских горцев представляют нередко целиком многие 83 институты древнего германского или славянского права» . Таким образом, адат это исторический социальный феномен, обладающий зримым и внешне наличным характером. В качестве явления интеллектуальной жизни народов Северного Кавказа адат оставался общепризнанным правом. На различных этапах своего существования он в своих разновидностях и источниках у некоторых этносов не всегда выступал, вплоть до настоящего времени, в одном лишь писаном виде. Северо-кавказское традиционное право, выраженное в адатах, имеет свои специфические свойства, объективные закономерности существования и развития. С позиций правовой догматики, адат представляет собой общеобязательный образец при рассмотрении и решении юридически значимых ситуаций. Правовой материал в адатах подчиняется своеобразной систематике, композиционной единицей в них является не статья, а раздел определенного содержания. Решающим постулатом, определяющим феномен адатского права, остается воплощение в его нормах требования справедливости и разума, которые трансформируются в важнейшее правовое начало справедливость права и правосудия. Осмысление природы северокавказского адата как права позволяет сформулировать идею о том, что оно институционный регулятор. После громадной работы, проведенной по систематизации, рационализации и редактированию адатов народов Северного Кавказа в процессе организации здесь российского государственного управления в первой половине XIX века, оно выступает уже как писаное право, входящее в жизнь горских народов в виде санкционированной государством юридической подсистемы. 85 Леоетович Ф.И. Адаты кавказских горцев. Одесса, 1882. С. 8. |