27 значимых ситуаций. Правовой материал в адатах подчиняется своеобразной систематике, композиционной единицей в них является не статья, а раздел определенного содержания. Решающим постулатом, определяющим феномен адатского права, остается воплощение в его нормах требования справедливости и разума, которые трансформируются в важнейшее правовое начало справедливость права и правосудия. 1.2. Социокульту рные функции гражданских кодексов Осмысление природы ссверокавказского адата как права позволяет сформулировать идею о том, что оно институционный регулятор. После громадной работы, проведенной по систематизации, рационализации и редактированию адатов народов Северного Кавказа в процессе организации здесь российского государственного управления в первой половине XIX века, оно выступает уже как писаное право, входящее в жизнь горских народов в виде санкционированной государством юридической подсистемы. Таким образом, адатское право это ценностный регулятивный феномен, призванный обеспечивать правовой порядок в обществе. Не случайно российская государственная власть, поддерживая определенный круг адатских требований и императивов, облекает их во второй половине XIX века в юридическую форму и широко применяет карательную мощь адата в борьбе с преступностью. Примечательно, что формальное применение государством вплоть до 1917 г. адатского права относится, главным образом, к его уголовноправовым нормам. Действительно, именно уголовно-нормативная регламентация людских поступков и уголовное преследование являются наиболее важными в адатском праве. В процессе исследований рассматриваемой проблемы неизбежно возникает вопрос допустимо и оправдано ли было использование адатского |
97 общественной культуры, которые встречались ... в истории всех народов. Адаты ... кавказских горцев представляют нередко целиком многие 83 институты древнего германского или славянского права» . Таким образом, адат это исторический социальный феномен, обладающий зримым и внешне наличным характером. В качестве явления интеллектуальной жизни народов Северного Кавказа адат оставался общепризнанным правом. На различных этапах своего существования он в своих разновидностях и источниках у некоторых этносов не всегда выступал, вплоть до настоящего времени, в одном лишь писаном виде. Северо-кавказское традиционное право, выраженное в адатах, имеет свои специфические свойства, объективные закономерности существования и развития. С позиций правовой догматики, адат представляет собой общеобязательный образец при рассмотрении и решении юридически значимых ситуаций. Правовой материал в адатах подчиняется своеобразной систематике, композиционной единицей в них является не статья, а раздел определенного содержания. Решающим постулатом, определяющим феномен адатского права, остается воплощение в его нормах требования справедливости и разума, которые трансформируются в важнейшее правовое начало справедливость права и правосудия. Осмысление природы северокавказского адата как права позволяет сформулировать идею о том, что оно институционный регулятор. После громадной работы, проведенной по систематизации, рационализации и редактированию адатов народов Северного Кавказа в процессе организации здесь российского государственного управления в первой половине XIX века, оно выступает уже как писаное право, входящее в жизнь горских народов в виде санкционированной государством юридической подсистемы. 85 Леоетович Ф.И. Адаты кавказских горцев. Одесса, 1882. С. 8. 98 Таким образом, адатское право это ценностный регулятивный феномен, призванный обеспечивать правовой порядок в обществе. Не случайно российская государственная власть, поддерживая определенный круг адатских требований и императивов, облекает их во второй половине XIX века в юридическую форму и широко применяет карательную мощь адата в борьбе с преступностью. Примечательно, что формальное применение государством вплоть до 1917 г. адатского права относится, главным образом, к его уголовно-правовым нормам. Действительно, именно уголовно-нормативная регламентация людских поступков и уголовное преследование являются наиболее важными в адатском праве. В процессе исследований рассматриваемой проблемы неизбежно возникает вопрос допустимо и оправдано ли было использование адатского права, чтобы с его помощью обеспечивать справедливость, в то время как в России состоялась судебная реформа, проводившая буржуазные принципы судоустройства и процесса? Во время первых контактов российских властей с Северном Кавказом и «чуждыми по крови народностями» (М.М. Ковалевский) им пришлось столкнуться с применением «... начал, не допускаемых нашим юридическим сознанием, нашим понятием о справедливости»84 85. По сути, это этноцентризм, о котором М. Монтень писал, что, видимо, нет другого мерила истинного и разумного, как служащие нам примерами и образцами мнения и обычаи нашей страны. По Н. Рулану этноцентризм сводится к представлению о другом обществе, исходя из собственных идейных категорий, и это весьма часто ведет к тому, что сравниваемое общество лишается какого-либо уважения. Этот этноцентризм был характерен (и сохраняется по сей день) и в о г юридической области . Самое большое смешение понятий, и к этому возвращаться придется не раз, состоит в отождествлении права и закона, 84 Ковалевский М М. Современный обычай и древний закон. М., 1890. С. 280. 85 Рулон Н. Юридическая этнология. М , 2000. С. 20. |