Проверяемый текст
Манкиева Хадишт Мухтаровна. Генезис правовой культуры народов Северного Кавказа (Диссертация 2006)
[стр. 28]

28 права, чтобы с его помощью обеспечивать справедливость, в то время как в России состоялась судебная реформа, проводившая буржуазные принципы судоустройства и процесса? Во время первых контактов российских властей с Северном Кавказом и «чуждыми по крови народностями» (М.М.
Ковалевский) им пришлось столкнуться с применением «...
начал, не допускаемых нашим юридическим сознанием, нашим понятием о
справедливости»23.
По сути, это этноцентризм, о котором М.
Монтень писал, что, видимо, нет другого мерила истинного и разумного, как служащие нам примерами и образцами мнения и обычаи нашей страны.
По Н.
Рулану, этноцентризм сводится к представлению о другом обществе, исходя из собственных идейных категорий, и это весьма часто ведет к тому, что сравниваемое общество лишается какого-либо уважения.
Этот этноцентризм был характерен (и
это сохраняется по сей день) и в юридической области24.
Самое большое смешение понятий
состоит в отождествлении права и закона, права и государства.
К сожалению, это характерно как для дореволюционных, так и последующего поколения ученых исследователей Кавказа.
Между тем,
но авторитетному мнению С.С.
Алексеева, со строгих юридических позиций оно не является научно точным, здесь разные срезы
правовой действительности25.
Нормы адатского права в неписаном виде трактовались как синоним произвола, месть ассоциировалась с кровавой анархией в урегулировании конфликтов и отвергалась в пользу публичного наказания.
«В числе предрассудков, которых так много пришлось встретить ученым на пути к более рациональному пониманию задач законодательства, надо указать еще один «безусловное преклонение перед народным обычаем».
Пора признать, наконец, что этот обычай не меньше закона может быть результатом религиозного фанатизма, насилия и произвола, что вместо того, чтобы быть первоисточником
23 Ковалевский М.М.
Современный обычай и древний закон.
М., 1890.
С.

280.

24 Рулон Н.
Юридическая этнология.
М., 2000.
С.
20.

25 Алексеев С.С.
Право.
-М., 1999.
С.
233.
[стр. 98]

98 Таким образом, адатское право это ценностный регулятивный феномен, призванный обеспечивать правовой порядок в обществе.
Не случайно российская государственная власть, поддерживая определенный круг адатских требований и императивов, облекает их во второй половине XIX века в юридическую форму и широко применяет карательную мощь адата в борьбе с преступностью.
Примечательно, что формальное применение государством вплоть до 1917 г.
адатского права относится, главным образом, к его уголовно-правовым нормам.
Действительно, именно уголовно-нормативная регламентация людских поступков и уголовное преследование являются наиболее важными в адатском праве.
В процессе исследований рассматриваемой проблемы неизбежно возникает вопрос допустимо и оправдано ли было использование адатского права, чтобы с его помощью обеспечивать справедливость, в то время как в России состоялась судебная реформа, проводившая буржуазные принципы судоустройства и процесса? Во время первых контактов российских властей с Северном Кавказом и «чуждыми по крови народностями» (М.М.
Ковалевский) им пришлось столкнуться с применением «...
начал, не допускаемых нашим юридическим сознанием, нашим понятием о
справедливости»84 85.
По сути, это этноцентризм, о котором М.
Монтень писал, что, видимо, нет другого мерила истинного и разумного, как служащие нам примерами и образцами мнения и обычаи нашей страны.
По Н.
Рулану этноцентризм сводится к представлению о другом обществе, исходя из собственных идейных категорий, и это весьма часто ведет к тому, что сравниваемое общество лишается какого-либо уважения.
Этот этноцентризм был характерен (и
сохраняется по сей день) и в о г юридической области .
Самое большое смешение понятий,
и к этому возвращаться придется не раз, состоит в отождествлении права и закона, 84 Ковалевский М М.
Современный обычай и древний закон.
М., 1890.
С.
280.

85 Рулон Н.
Юридическая этнология.
М , 2000.
С.
20.


[стр.,99]

99 права и государства.
К сожалению, это характерно как для дореволюционных, так и последующего поколения ученых исследователей Кавказа.
Между тем,
по авторитетному мнению С.С.
Алексеева, со строгих юридических позиций оно не является научно точным, здесь разные срезы
о/ правовой действительности .
Нормы адатского права в неписаном виде трактовались как синоним произвола, месть ассоциировалась с кровавой анархией в урегулировании конфликтов и отвергалась в пользу публичного наказания.
«В числе предрассудков, которых так много пришлось встретить ученым на пути к более рациональному пониманию задач законодательства, надо указать еще один «безусловное преклонение перед народным обычаем».
Пора признать, наконец, что этот обычай не меньше закона может быть результатом религиозного фанатизма, насилия и произвола, что вместо того, чтобы быть первоисточником
закона, он подчас не более как его отражение, и притом отражение переставших отвечать требованиям жизни, давно отошедших в область прошедшего религиозного и юридического цензов, отмена которых является первым шагом на пути прогресса» , писал М.М.
Ковалевский.
Кроме того, на Кавказе система матрилинейных связей в семье ассоциировалась у внешних наблюдателей с принуждением в отношении индивидов и считалась архаизмом, противоречащим цивилизованной модели.
Общинное владение землей на Кавказе, напротив, рассматривалось как сходное проявление цивилизованной собственности русской сельской общины.
М.М.Ковалевский был уверен, что «...
поземельная политика русского правительства в Терской области не свободна от упрека в том, что не принимает меры к усилению в крае русской колонизации.
Из запасных земель Большой Кабарды с удобством могли бы быть выделены десятки оо тысяч десятин выходцам из Великой и Малой России» .
86 87 88 86 Алексеев С.С.
Право.
-М., 1999.
С.
233.
87 Ковалевский М.М.
Современный обычай и древний закон.
М., 1890.
С.

289290.
88 Там же.
С.
289-290.

[Back]