Проверяемый текст
Манкиева Хадишт Мухтаровна. Генезис правовой культуры народов Северного Кавказа (Диссертация 2006)
[стр. 30]

30 пейзаж, в котором возводились теоретические концепции рассматриваемой проблемы.
Авторитет кавказского адата основан на почитании тех, кто создавал эти юридические правила, предков-мудрецов давних времен, которым было дано видение общественного порядка.
Авторитет того или иного адата, излагающего этот порядок, окончательно, хотя и не неизменно, установлен народной традицией.
В адатском правосудии судебные решения обусловливаются обстоятельствами, адат при этом лишь общий руководящий путеводитель, и, естественно, что судьи отходили от него, если этого требовали разумные причины, и при условии, что не затрагивали основополагающий принцип адата.
Судебное решение, эмпирическое
по природе, не могло рассматриваться как прецедент; его авторитет был ограничен конкретно рассмотренным делом.
Не случайно судьи обязывались присягой на Коране «разбирать и решать дела, возникающие между жителями их общества, каждое в своем сословии, по совести и крайнему
своему разумению».
«Общим названием народных обычаев у всех кавказских горцев служит адат ...
Общим родовым понятием адата нужно считать обычай, живущий в
Л Л народном предании» , полагал Ф.И.
Леонтович.
В другом случае, ссылаясь на «Собрание кабардинских древних обрядов», он понимал под адатами «древние обычаи, которыми управляются все народные дела».
В подготовленном в 1849г.
государственной администрацией на Северном Кавказе сборнике адатов черноморских и кубанских черкесов адатом называется «совокупность обычаев каждого народа, служащая ему правилом для семейной или общественной
жизни»29 30.
В сборнике адатов владикавказских горцев
он выступает как суд, рассматривающий «все дела, происходящие от несогласия между членами общества ...
и определяющий наказание за всякого рода преступление».
В других аналогичных сборниках адат определялся как «суд по некоторым
29 Леонтович Ф.И.
Указ.
раб.
С.
4-5.
50 Леонтович Ф.И.
Указ.
раб.
С.
161.
[стр. 100]

100 Наконец, сосуществование адата и шариата на Северном Кавказе с правом России рассматривалось как беспорядок и бесправие по сравнению с российской унитаристской идеологией.
Ф.И.
Леонтович неоднократно подчеркивал мысль о партикуляризме кавказских адатов, о том, что нигде так не развился партикуляризм обычного права, как у кавказских горцев.
Такое положение было, по его мнению, «вполне естественным результатом той бытовой обособленности ...
не только между отдельными кавказскими племенами, часто принадлежащими к различным человеческим расам, но и между ...
родами и общинами одного и того же племени ...
Рядом с общими адатами целого племени или общества существуют также «частные» адаты отдельных местностей, имеющие свои местные особенности в отдельных обществах, аулах и родах»89.
Таковым представляется, на взгляд автора, исторический и правовой пейзаж, в котором возводились теоретические концепции рассматриваемой проблемы.
Авторитет кавказского адата основан на почитании тех, кто создавал эти юридические правила, предков-мудрецов давних времен, которым было дано видение общественного порядка.
Авторитет того или иного адата, излагающего этот порядок, окончательно, хотя и не неизменно, установлен народной традицией.
В адатском правосудии судебные решения обусловливаются обстоятельствами, адат при этом лишь общий руководящий путеводитель, и, естественно, что судьи отходили от него, если этого требовали разумные причины и при условии, что не затрагивали основополагающий принцип адата.
Судебное решение, эмпирическое
на природе, не могло рассматриваться как прецедент; его авторитет был ограничен конкретно рассмотренным делом.
Не случайно судьи обязывались присягой на Коране «разбирать и решать дела, возникающие между жителями их общества, каждое в своем сословии, по совести и крайнему
19 Леонтович Ф.И.
Адаты кавказских горцев.
Одесса, 1882.
С.
24-25.


[стр.,101]

своему разумению».
«Общим названием народных обычаев у всех кавказских горцев служит адат ...
Общим родовым понятием адата нужно считать обычай, живущий в
народном предании»90, полагал Ф.И.
Леонтович.
В другом случае, ссылаясь на «Собрание кабардинских древних обрядов», он понимал под адатами «древние обычаи, которыми управляются все народные дела».
В подготовленном в 1849 г.
государственной администрацией на Северном Кавказе сборнике адатов черноморских и кубанских черкесов адатом называется «совокупность обычаев каждого народа, служащая ему правилом для семейной или общественной
жизни»91.
В сборнике адатов владикавказских горцев
(ингушей, чеченцев) он выступает как суд, рассматривающий «все дела, происходящие от несогласия между членами общества ...
и определяющий наказание за всякого рода преступление».
В других аналогичных сборниках адат определялся как «суд по некоторым
правилам или законам, установленным обычаем и освященным давностью», «адат есть суд посреднический».
Ф.И.
Леонтович видел в адате еще одну особенность.
Он уверенно рассуждал о том, что «в праве мусульманских народов адат противопоставляется не только шариату ...
но и общему государственному, как закон местный, имеющий обязательное действие лишь в данной местности, по внутренним делам данной общины или народа.
Таково именно значение у восточных мусульман адата»92.
Значение закона, по его мнению, приобретал адат в особенности там, где вместе с ранним упрочением ислама началась запись адатов, составление из обычаев, живших в народном предании, письменных сборников: адаты, раз записанные в сборник, при дальнейшем применении их в судебной практике, превращались в «строго обязательные законы».
Так именно было в 90 Леонтович Ф.И.
Указ.
раб.
С.
4-5.
91 Леонтович Ф.И.
Указ.
раб.
С.
161.
92 Леонтович Ф.И.
Указ.
раб.
С.
б.э 101

[Back]