Проверяемый текст
Манкиева Хадишт Мухтаровна. Генезис правовой культуры народов Северного Кавказа (Диссертация 2006)
[стр. 31]

31 правилам или законам, установленным обычаем и освященным давностью», «адат есть суд посреднический».
Ф.И.
Леонтович видел в адате еще одну особенность.
Он уверенно рассуждал о том, что «в праве мусульманских народов адат противопоставляется не только шариату ...
но и общему государственному, как закон местный, имеющий обязательное действие лишь в данной местности, по внутренним делам данной общины или народа.
Таково именно значение у восточных мусульман
адата»31 32.
Значение закона, по его мнению, адат приобретал в особенности там, где вместе с ранним упрочением ислама началась запись адатов, составление из обычаев, живших в народном предании, письменных сборников: адаты, раз записанные в сборник, при дальнейшем применении их в судебной практике, превращались в «строго обязательные законы».
'Гак именно было в Дагестане, где, благодаря арабскому влиянию, ислам упрочился еще в VIII в.
Благодаря
исламизадии здесь было введено и арабское письмо, оказавшее огромное влияние на развитие правовой культуры.
Исходя из опыта славянской правовой культуры, Ф.И.Леонтович неоднократно пытался определить преобладающий источник горских адатов.
«Суд посредников, не находя в адате установлений на новые случаи, должен произносить решения небывалые, хотя и применяющиеся к общему духу адата.
Для решений подобного рода обыкновенно приглашаются люди, сведущие в народных обычаях, и старики, которые могли найти в своей памяти какиенибудь случаи, похожие на разбираемый.
Постановленное таким образом решение называется маслагатом.
Маслагат, повторенный потом в других подобных же случаях, присоединяется к общей массе народных обычаев и окончательно обращается в адат», писал Ф.И.
Леонтович, основываясь на изучении политического устройства черкесских племен, населявших северовосточный берег Черного
моря''2.
31 Леонтович Ф.И.
Указ.
раб.
С.
б.э 32 Леонтович Ф.И.
Указ.
раб.
С.
7.
[стр. 101]

своему разумению».
«Общим названием народных обычаев у всех кавказских горцев служит адат ...
Общим родовым понятием адата нужно считать обычай, живущий в народном предании»90, полагал Ф.И.
Леонтович.
В другом случае, ссылаясь на «Собрание кабардинских древних обрядов», он понимал под адатами «древние обычаи, которыми управляются все народные дела».
В подготовленном в 1849 г.
государственной администрацией на Северном Кавказе сборнике адатов черноморских и кубанских черкесов адатом называется «совокупность обычаев каждого народа, служащая ему правилом для семейной или общественной жизни»91.
В сборнике адатов владикавказских горцев (ингушей, чеченцев) он выступает как суд, рассматривающий «все дела, происходящие от несогласия между членами общества ...
и определяющий наказание за всякого рода преступление».
В других аналогичных сборниках адат определялся как «суд по некоторым правилам или законам, установленным обычаем и освященным давностью», «адат есть суд посреднический».
Ф.И.
Леонтович видел в адате еще одну особенность.
Он уверенно рассуждал о том, что «в праве мусульманских народов адат противопоставляется не только шариату ...
но и общему государственному, как закон местный, имеющий обязательное действие лишь в данной местности, по внутренним делам данной общины или народа.
Таково именно значение у восточных мусульман
адата»92.
Значение закона, по его мнению, приобретал адат в особенности там, где вместе с ранним упрочением ислама началась запись адатов, составление из обычаев, живших в народном предании, письменных сборников: адаты, раз записанные в сборник, при дальнейшем применении их в судебной практике, превращались в «строго обязательные законы».
Так именно было в 90 Леонтович Ф.И.
Указ.
раб.
С.
4-5.
91 Леонтович Ф.И.
Указ.
раб.
С.
161.
92 Леонтович Ф.И.
Указ.
раб.
С.
б.э 101

[стр.,102]

102 Дагестане, где, благодаря арабскому влиянию ислам упрочился еще в VIII в.
Благодаря
исламизации здесь было введено и арабское письмо, оказавшее огромное влияние на развитие правовой культуры.
Исходя из опыта славянской правовой культуры, Ф.И.Леонтович неоднократно пытался определить преобладающий источник горских адатов.
«Суд посредников, не находя в адате установлений на новые случаи, должен произносить решения небывалые, хотя и применяющиеся к общему духу адата.
Для решений подобного рода обыкновенно приглашаются люди, сведущие в народных обычаях, и старики, которые могли найти в своей памяти какие-нибудь случаи, похожие на разбираемый.
Постановленное таким образом решение называется маслагатом.
Маслагат, повторенный потом в других подобных же случаях, присоединяется к общей массе народных обычаев и окончательно обращается в адат», писал Ф.И.
Леонтович, основываясь на изучении политического устройства черкесских племен, населявших северовосточный берег Черного
моря93.
Таким образом, маслагат (мировое соглашение), по мнению Ф.И.
Леонтовича, разделенному потом не совсем искушенными исследователями, является «первичной формой образования адатов», «первичной стадией в процессе образования адатов».
Такая позиция нуждается в критическом осмыслении.
Маслагат, будучи сродни славянскому мировому соглашению, являясь плодом примирения сторон, был не более, чем первичной стадией судебного процесса, предшествовавшей, собственно, адатскому суду.
Постановленный посредниками маслагат между тяжущимися сторонами не имел обязательного характера для всего рода, тем более общества, то есть не был универсален.
Вопреки утверждению Ф.И.
Леонтовича, маслагат был не более чем примирением, скрепленным взаимностью сторон.
Об этом свидетельствуют 93 Леовтович Ф.И.
Указ.
раб.
С.
7.

[Back]