33 Черноморья и Кубанской области и скреплялись «народной присягой» и особым актом-дефтером . У осетин таким же образом практиковалась вечевая форма образования народных «арьдау». От родовых, племенных адатов следует отличать адаты, регулировавшие отношения между обществами, т.с. народами. Лдат держался и действовал на почве межсоюзнических отношений родов и обществ, заключивших между собой соглашения и «ряды» для защиты и охраны своих адатов и регулировавшегося ими правового порядка. В этой связи Ф.И. Леонтович отмечал, что «адат ближе подходит к ряду международных прав, чем гражданских законов». Верно то, что Ф.И. Леонтович имел в виду, очевидно, не только родовое, общинное значение адата, но и его межобщинный характер. Обязательства почитать и уважать адаты соседа устанавливались вечевыми маслагатами (соглашениями) между обществами и утверждались взаимной присягой их представителей. Присяга эта служила обязательством для всех и каждого не делать ничего во вред союзу и справедливо разрешать все возникавшие между членами различных горских обществ споры. Виновный, нарушивший союзное (межродовое, межплеменное соглашение), рисковал остаться без защиты родового адата. Специфика «кавказских» воззрений на право и правосудие порождает их оригинальное толкование. У евреев законом является Тора-договор о союзе с Яхве, в шариате источником является Коран и Сунна, и правитель также не имеет законодательного права, он является исполнителем, но не законодателем. Адатское право отличается за счет иерархии, устанавливаемой им между источниками права: обычай здесь играет основную роль. Как правило, юристы определяют адат как укоренившуюся и ставшую обязательной традицию и настаивают на его гибкости и большой приспособляемости к эволюции нравов. Адат, отнюдь, не является неизменным, однако в идеальном варианте те, кто использует либо исследует его, настаивают на функции повторения прошлого, 33 Леонтович Ф.И. Указ. раб. С. 12. |
103 аналогичные институты, существовавшие в системе правосудия других кавказских народов. Процессуальные обычаи горцев требовали, чтобы адатский суд предварялся «советом помириться». В Осетии такое же значение имел «минавар», устанавливавший соглашение по спорам и тяжбам родов и их членов. В соответствии со сборником чеченских адатов 1864 г. маслагат состоял в «миролюбивом» окончании дел судом или кади. Результаты исследований позволяют сделать вывод о том, что первым и главным источником адатов в начале XVIII в. являлись постановления вечевых собраний народов Северного Кавказа. В соответствии с традицией каждое общество правоверных имело свой совет старейшин и почетных жителей «для совещаний по общественным делам». Такой порядок существовал у большинства этносов. В Дагестане по делам, которые не могли быть решены по существующим адатам, община в лице «саахвалов» (белобородых старцев) устанавливала мирское соглашение, становившееся основой адата. Таким же образом на советах старейшин, вечевых сходах творился адат и у других горцев Кавказа -ингушей, чеченцев. Адаты формировались на народных собраниях кабардинцев, черкесов Черноморья и Кубанской области и скреплялись «народной присягой» и особым актом-дефтером94. У осетин таким же образом практиковалась вечевая форма образования народных «арьдау». От родовых, племенных адатов следует отличать адаты, регулировавшие отношения между обществами, т.е. народами. Адат держался и действовал на почве межсоюзнических отношений родов и обществ, заключивших между собой соглашения и «ряды» для защиты и охраны своих адатов и регулировавшегося ими правового порядка. В этой связи Ф.И. Леонтович отмечал, что «адат ближе подходит к ряду международных прав, чем гражданских законов». Верно то, что Ф.И. Леонтович имел в виду, очевидно, не только 94 Леонтович Ф.И. Указ. раб. С. 12. 104 родовое, общинное значение адата, но и его межобщинный характер. Обязательства почитать и уважать адаты соседа устанавливались вечевыми маслагатами (соглашениями) между обществами и утверждались взаимной присягой их представителей. Присяга эта служила обязательством для всех и каждого не делать ничего во вред союзу и справедливо разрешать все возникавшие между членами различных горских обществ споры. Виновный, нарушивший союзное (межродовое, межплеменное соглашение), рисковал остаться без защиты родового адата. Специфика «кавказских» воззрений на право и правосудие порождает их оригинальное толкование. У евреев законом является Тора-договор о союзе с Яхве, в шариате источником является Коран и Сунна, и правитель также не имеет законодательного права, он является исполнителем, но не законодателем. Адатское право отличается за счет иерархии, устанавливаемой им между источниками права: обычай здесь играет основную роль. Как правило, юристы определяют адат как укоренившуюся и ставшую обязательной традицию и настаивают на его гибкости и большой приспособляемости к эволюции нравов. Адат, отнюдь, не является неизменным, однако в идеальном варианте те, кто использует либо исследует его, настаивают на функции повторения прошлого, не исключая, тем не менее, возможности в случае необходимости адаптировать его в соответствии с потребностями времени. В разных источниках адат употребляется в разных значениях. В сборнике адатов черкесов черноморских и кубанских, ингушей, осетин, чеченцев, в примечаниях и комментариях отдельных исследователей он понимался как «совокупность обычаев каждого народа, служащая ему правилом для семейной и общественной жизни», как «свод обычаев или законов, передаваемых через предания»95. Действительно, в идеальном порядке адат характеризуется, прежде 95 Леонтович Ф.И. Указ. раб. С.5. |