Проверяемый текст
Манкиева Хадишт Мухтаровна. Генезис правовой культуры народов Северного Кавказа (Диссертация 2006)
[стр. 37]

37 преемственность в правовом развитии общества, необходимую для его стабильности40.
В этом плане северокавказскому адату свойственны такие эндогенные признаки, как неотторгаемость от своего субъекта (народа, сообщества), позитивный консерватизм и двойная обязательность, обусловленная опорой на личную культуру и высший
авторитет.
Широкая амплитуда мнений о сути и свойствах адатского права может быть дополнена в плане приближения к полноте его идентификации такими качествами, как способность к трансформации и модернизации под влиянием экзогенных правовых ценностей, конвергенции с другими системами права, способность удержать эндогенные черты в результате внешней рационализации и редактирования.
Однако какой бы ни была трансформация адата в процессах конвергенции с мусульманским правом и правом России, он оставался для северокавказских народов важнейшим корпусом права.
Вместе с тем адат никогда не претендовал на то, чтобы быть чем-то большим, чем свод идеалов, призванных направлять поведение людей.
Но после включения в российскую правовую систему он, впервые в своей истории, приобрел институционную значимость права, хотя и с определенными ограничениями.

У автохтонных народов Северного Кавказа за все время их истории складывались определенные морально-этические кодексы, предписывающие правила поведения как на личном, так и на общественном уровне.
При этом функции этих кодексов, как правило, далеко превосходили необходимость в простом социальном регламентировании различных жизненных ситуаций.
Исполнение правил, зафиксированных этими кодексами, напрямую связывалось с этнической самоидентификацией человека.
Достаточно сказать, что, как правило, в самих названиях этих сводов норм содержится указание на своего рода этническую идеальность: у адыгов адыгагьэ (адыгство); 40 Шапсугов Д.Ю.
Обычное право и его роль в правовом развитии общества / Обычное право в России: проблемы теории, истории и практики.
— Ростов-на-Дону, 1999.
С.
251.
[стр. 10]

10 права, его превращения в ходе исторического прогресса в самостоятельный мощный регулятивноохранительный фактор; выявлены закономерности обуславливающие преемственность в процессах развития современной правовой культуры народов Северного Кавказа.
Основные положения диссертации, выносимые на защиту: 1.
Исследование факторов, способствующих проявлениям правового нигилизма в России показывает, что одна из причин появления правонигилизма это существующее противоречие между принятыми и рекламируемыми в современном российском обществе стандартами духовной и материальной культуры и фактической невозможностью их достижения в рамках правового поля большинством граждан.
2.
Рассмотрение правовой культуры через призму соотношения морали и права показывает, что закон реализует принципы права, а не морали, но процесс легитимизации права предполагает установление определённого соответствия между действующими в обществе моральными принципами и ценностями, составляющими основу социокультурных норм и правовой ^ системы, без которой сама правовая система не будет легитимной.
3.
Правовая культура формирует социально легитимные модели, нормы, ценности, стереотипы и правила поведения по отношению к позитивному праву, регулирующие правовое поведение социальных субъектов.
В её нормативном аспекте правовую культуру можно интерпретировать как своего рода матрицу правовой жизни общества, задающую устойчивые формы сознанию и поведению отдельных граждан, групп, институтов и общества в целом.
4.
Рассмотрение северокавказского адата как феномена правовой культуры позволяет констатировать, что ему были свойственны такие эндогенные признаки, как неотторгаемость от своего субъекта (народа, сообщества), позитивный консерватизм и двойная обязательность,

[стр.,107]

107 самостоятельный элемент права, наряду с законом, может также иметь место и то и другое»99.
Таким образом, В.К.
Гарданов рассматривал адат как продукт ранней цивилизации северокавказских этносов, идентифицировал его как типизированную модель для последующих решений конкретных жизненных ситуаций.
Однако более важной представляется идея о возможности интеграции адата в другую систему права или параллельного существования с ней.
Не менее привлекательной и обоснованной выглядит точка зрения А.И.
Першица, выступающего с позиций нормативной этнографии и считающего обычное право на Кавказе совокупностью юридических обычаев, которые были санкционированы государством.
В русле юридической этнологии в качестве формирующих начал обычного права он выделяет этничность, связанность с религиозными представлениями и ритуалами, публичность100.
Действительно, нормы адата на Северном Кавказе сохраняют достаточно мощный потенциал, проявляющий себя наряду, а иногда и в противовес нормативно-правовым актам государства.
Представляется правильной точка зрения Д.Ю.
Шапсугова, утверждающего, что обычное право естественный этап в формировании права любого народа, в процессах динамики которого оно превращается в центральное ядро правовой системы и обеспечивает преемственность в правовом развитии общества, необходимую для его стабильности101.
В этом плане северокавказскому адату свойственны такие эндогенные признаки, как неотторгаемость от своего субъекта (народа, сообщества), позитивный консерватизм и двойная обязательность, обусловленная опорой на личную культуру и высший
99 Гарданов В.К.
Материалы по обычному праву кабардинцев.
Первая половина XIX в.
Нальчик, 1956.
С.4 т Першнц А.И.
Проблемы нормативной этнографии // Исследования по общей этнографии.
М., 1979.
101 Шапсугов Д.Ю.
Обычное право и его роль в правовом развитии общества / Обычное право в России: проблемы теории, истории и практики.
— Ростов-на-Дону, 1999.
С.
251.


[стр.,108]

авторитет.
Широкая амплитуда мнений о сути и свойствах адатского права может быть дополнена в плане приближения к полноте его идентификации такими качествами, как способность к трансформации и модернизации под влиянием экзогенных правовых ценностей, конвергенции с другими системами права, способность удержать эндогенные черты в результате внешней рационализации и редактирования.
Однако какой бы ни была трансформация адата в процессах конвергенции с мусульманским правом и правом России, он оставался для северокавказских народов важнейшим корпусом права.
Вместе с тем адат никогда не претендовал на то, чтобы быть чем-то большим, чем свод идеалов, призванных направлять поведение людей.
Но после включения в российскую правовую систему он, впервые в своей истории, приобрел институционную значимость права, хотя и с определенными ограничениями.

2.3.
Влияние мусульманства на общество и право народов Северного Кавказа В период распространения ислама на Кавказе, адат как было сказано раньше адаптирует функционирование шариата с учетом действительности.
В большинстве исследований исламская мораль рассматривается как неотъемлемый элемент мусульманской религии.
В результате этого на неё распространяется та характеристика, которая дается исламу в целом, а ее особенности как морального регулятора упускаются из виду.
Мусульманскую мораль нередко трактуют слишком узко, как совокупность запретов и заповедей, грехов «исм» и добродетелей «ихсан», погубителей «махликат» и спасителей «мунджийат»; определение же традиционной исламской морали как морали пассивности, покорности выводится чаще не из непосредственного анализа нравственных заповедей 108

[Back]