Проверяемый текст
Манкиева Хадишт Мухтаровна. Генезис правовой культуры народов Северного Кавказа (Диссертация 2006)
[стр. 45]

45 деятельности шариатских судов был закреплен в положении о горском управлении 1860 года.
По означенному положению, шариатский суд мог рассматривать лишь дела, «по несогласию между женой, родителями и детьми, по спорам об имуществе, принадлежащим мечетям».
Таким образом, кругом религиозных, семейных и государственных дел российское правительство ограничило компетенцию шариатского суда; все остальные дела должны были рассматриваться лишь с применением традиционного адата, под надзором представителя российской колониальной власти.
Таковым был первый, дореформенный период истории суда у западных черкесов; его основное содержание состояло в постановке под контроль колониальных властей традиционной судебной системы и в ограничении компетенции шариатских судов как распространителей мусульманства.
1.3.
Влияние ислама на правовую культуру народов Северного Кавказа В период распространения ислама на Кавказе, адат, как было сказано раньше, адаптирует функционирование шариата с учетом действительности.
В большинстве исследований исламская мораль рассматривается как неотъемлемый элемент мусульманской религии.
В результате этого на неё распространяется та характеристика, которая дается исламу в целом, а ее особенности как морального регулятора упускаются из виду.
Мусульманскую мораль нередко трактуют слишком узко, как совокупность запретов и заповедей, грехов «исм» и добродетелей «ихсан», погубителей «махликат» и спасителей «мунджийат»; определение же традиционной исламской морали как морали пассивности, покорности выводится чаще не из непосредственного анализа нравственных заповедей
ислама, а из всей религиозной системы и ее вероучительных принципов.
В отечественном исламоведении недостаточно определен статус мусульманской морали и место нравственных норм в исламской системе
[стр. 108]

авторитет.
Широкая амплитуда мнений о сути и свойствах адатского права может быть дополнена в плане приближения к полноте его идентификации такими качествами, как способность к трансформации и модернизации под влиянием экзогенных правовых ценностей, конвергенции с другими системами права, способность удержать эндогенные черты в результате внешней рационализации и редактирования.
Однако какой бы ни была трансформация адата в процессах конвергенции с мусульманским правом и правом России, он оставался для северокавказских народов важнейшим корпусом права.
Вместе с тем адат никогда не претендовал на то, чтобы быть чем-то большим, чем свод идеалов, призванных направлять поведение людей.
Но после включения в российскую правовую систему он, впервые в своей истории, приобрел институционную значимость права, хотя и с определенными ограничениями.
2.3.
Влияние мусульманства на общество и право народов Северного Кавказа В период распространения ислама на Кавказе, адат как было сказано раньше адаптирует функционирование шариата с учетом действительности.
В большинстве исследований исламская мораль рассматривается как неотъемлемый элемент мусульманской религии.
В результате этого на неё распространяется та характеристика, которая дается исламу в целом, а ее особенности как морального регулятора упускаются из виду.
Мусульманскую мораль нередко трактуют слишком узко, как совокупность запретов и заповедей, грехов «исм» и добродетелей «ихсан», погубителей «махликат» и спасителей «мунджийат»; определение же традиционной исламской морали как морали пассивности, покорности выводится чаще не из непосредственного анализа нравственных заповедей
108

[стр.,109]

109 ислама, а из всей религиозной системы и ее вероучительных принципов.
В отечественном исламоведении недостаточно определен статус мусульманской морали и место нравственных норм в исламской системе
социально нормативного регулирования.
В результате этого на фоне исследований разновидностей конфессиональной этики возникают неправомерные суждения об отсутствии у мусульман какого-то ни было учения о нравственности.
Многие авторы справедливо отмечают синкретический характер религиозных, нравственных и правовых норм в исламе, при этом неправомерно игнорируют анализ собственно этической проблематики как в системе философско-культурологического знания средневекового мусульманского общества, так и в дореволюционной теологической литературе, издававшейся нашей стране.
Таким образом, встает вопрос: в чем особенности нравственных норм ислама как относительно автономного регулятора отношений в этнокультуре? Насколько обособлены мораль и право в системе шариата и какая роль отведена в этой системе нравственности? Основу исламского учения о нравственности составляет концепция «тарика».
В связи с этим необходимо раскрыть содержание основных понятий и принципов и их взаимосвязь в данной концепции.
«Шариат (аш-Шариа) комплекс закрепленных прежде всего Кораном и Сунной предписаний, которые определяют убеждения, формируют нравственные ценности и совесть мусульман, а также выступают источниками конкретных норм, регулирующих их поведение».102 Исламская традиция связывает понятие шариата прежде всего с его использованием в Коране для обозначения начертанного Аллахом прямого пути, следуя которым правоверный достигает нравственного совершенства, мирского благополучия и может попасть в рай.
Шариат в массовом сознании 102 Ислам Словарь -М ,1991 С 292.

[Back]