Проверяемый текст
Манкиева Хадишт Мухтаровна. Генезис правовой культуры народов Северного Кавказа (Диссертация 2006)
[стр. 46]

46 социально нормативного регулирования.
В результате этого на фоне исследований разновидностей конфессиональной этики возникают неправомерные суждения об отсутствии у мусульман какого-то ни было учения о нравственности.
Многие авторы справедливо отмечают синкретический характер религиозных, нравственных и правовых норм в исламе, при этом неправомерно игнорируют анализ собственно этической проблематики как в системе философско-культурологического знания средневекового мусульманского общества, так и в дореволюционной теологической литературе, издававшейся нашей стране.
Таким образом, встает вопрос: в чем особенности нравственных норм ислама как относительно автономного регулятора отношений в этнокультуре? Насколько обособлены мораль и право в системе шариата и какая роль отведена в этой системе нравственности? Основу исламского учения о нравственности составляет концепция «тарика».
В связи с этим необходимо раскрыть содержание основных понятий и принципов и их взаимосвязь в данной концепции.
«Шариат (аш-Шариа) комплекс закрепленных прежде всего Кораном и Сунной предписаний, которые определяют убеждения, формируют нравственные ценности и совесть мусульман, а также выступают источниками конкретных норм, регулирующих их
поведение».54 Исламская традиция связывает понятие шариата прежде всего с его использованием в Коране для обозначения начертанного Аллахом прямого пути, следуя которым правоверный достигает нравственного совершенства, мирского благополучия и может попасть в рай.
Шариат в массовом сознании
правоверных воспринимается прежде всего как образ жизни в целом, «все объемлющий комплекс правил поведения, включающий самые разнообразные нормы религиозные, нравственные, юридические, бытовые, а также «обычаи».
54 Ислам.
Словарь.
М..1991.С.292.
[стр. 109]

109 ислама, а из всей религиозной системы и ее вероучительных принципов.
В отечественном исламоведении недостаточно определен статус мусульманской морали и место нравственных норм в исламской системе социально нормативного регулирования.
В результате этого на фоне исследований разновидностей конфессиональной этики возникают неправомерные суждения об отсутствии у мусульман какого-то ни было учения о нравственности.
Многие авторы справедливо отмечают синкретический характер религиозных, нравственных и правовых норм в исламе, при этом неправомерно игнорируют анализ собственно этической проблематики как в системе философско-культурологического знания средневекового мусульманского общества, так и в дореволюционной теологической литературе, издававшейся нашей стране.
Таким образом, встает вопрос: в чем особенности нравственных норм ислама как относительно автономного регулятора отношений в этнокультуре? Насколько обособлены мораль и право в системе шариата и какая роль отведена в этой системе нравственности? Основу исламского учения о нравственности составляет концепция «тарика».
В связи с этим необходимо раскрыть содержание основных понятий и принципов и их взаимосвязь в данной концепции.
«Шариат (аш-Шариа) комплекс закрепленных прежде всего Кораном и Сунной предписаний, которые определяют убеждения, формируют нравственные ценности и совесть мусульман, а также выступают источниками конкретных норм, регулирующих их
поведение».102 Исламская традиция связывает понятие шариата прежде всего с его использованием в Коране для обозначения начертанного Аллахом прямого пути, следуя которым правоверный достигает нравственного совершенства, мирского благополучия и может попасть в рай.
Шариат в массовом сознании
102 Ислам Словарь -М ,1991 С 292.


[стр.,110]

по правоверных воспринимается прежде всего как образ жизни в целом, «все объемлющий комплекс правил поведения, включающий самые разнообразные нормы религиозные, нравственные, юридические, бытовые, а также «обычаи».
Так как в положениях Корана и Сунны невозможно раскрыть содержание всех конкретных правил поведения и точных рекомендаций, как вести себя во всех жизненных ситуациях, то понятие «шариат» применяется тогда, когда речь идет прежде всего о правилах, регулирующих внешнее поведение мусульман и не касающихся вопросов внутренней мотивации и совести.
«В Коране и Сунне имеются культовые нормы, регулирующие порядок исполнения религиозных обязанностей правоверными.
Однако в них очень немного конкретных и очевидных правил поведения, определяющих взаимоотношения между мусульманами».103 В начальный период становления в развитии ислама под шариатом понималось овладение правоверными всем комплексом положений новой религии, знание предписаний Корана и Сунны, регулирующих поведение и образ мысли правоверных.
В этом смысле шариат выступает в значении предначертанного Аллахом пути праведной жизни мусульман.
Отсюда логически вытекает, что шариат, как и всякая идеология, это совокупность всех регулирующих внешнее поведение норм, прямо установленных Кораном и Сунной.
Шариат как идеология ислама возник в Аравии и, соответственно способен реализовать свое потенциальное начало в форме канонов только в тех условиях, где он сформировался.
Иная этническая общность, принимая внешние каноны ислама, с необходимостью преломляет их через свое самосознание, менталитет и нормы жизнедеятельности.
Преломление норм ислама через эту особенность приводит к тому, что законы шариата не одинаково воспринимаются и исполняются субъектами различных этнокультур.
10»Пструшевский И П.
Ислам.
-М., 1968.
С.294.

[Back]