47 Так как в положениях Корана и Сунны невозможно раскрыть содержание всех конкретных правил поведения и точных рекомендаций, как вести себя во всех жизненных ситуациях, то понятие «шариат» применяется тогда, когда речь идет прежде всего о правилах, регулирующих внешнее поведение мусульман и не касающихся вопросов внутренней мотивации и совести. «В Коране и Сунне имеются культовые нормы, регулирующие порядок исполнения религиозных обязанностей правоверными. Однако в них очень немного конкретных и очевидных правил поведения, определяющих взаимоотношения между мусульманами».55 В начальный период становления в развитии ислама под шариатом понималось овладение правоверными всем комплексом положений новой религии, знание предписаний Корана и Сунны, регулирующих поведение и образ мысли правоверных. В этом смысле шариат выступает в значении предначертанного Аллахом пути праведной жизни мусульман. Отсюда логически вытекает, что шариат, как и всякая идеология, это совокупность всех регулирующих внешнее поведение норм, прямо установленных Кораном и Сунной. Шариат как идеология ислама возник в Аравии и, соответственно способен реализовать свое потенциальное начало в форме канонов только в тех условиях, где он сформировался. Иная этническая общность, принимая внешние каноны ислама, с необходимостью преломляет их через свое самосознание, менталитет и нормы жизнедеятельности. Преломление норм ислама через эту особенность приводит к тому, что законы шариата не одинаково воспринимаются и исполняются субъектами различных этнокультур. В тех субэтносах, где ислам сохраняется в форме социальнорегулирующей идеологии, шариат стремится затронуть вопросы этики: «Что касается поступков человека, его внешнего поведения, то положения шариата регламентируют их не сами по себе, а путем конкретизации в определенных 33 Псгрушевский И.П. Ислам. М., 1968. С.294. |
по правоверных воспринимается прежде всего как образ жизни в целом, «все объемлющий комплекс правил поведения, включающий самые разнообразные нормы религиозные, нравственные, юридические, бытовые, а также «обычаи». Так как в положениях Корана и Сунны невозможно раскрыть содержание всех конкретных правил поведения и точных рекомендаций, как вести себя во всех жизненных ситуациях, то понятие «шариат» применяется тогда, когда речь идет прежде всего о правилах, регулирующих внешнее поведение мусульман и не касающихся вопросов внутренней мотивации и совести. «В Коране и Сунне имеются культовые нормы, регулирующие порядок исполнения религиозных обязанностей правоверными. Однако в них очень немного конкретных и очевидных правил поведения, определяющих взаимоотношения между мусульманами».103 В начальный период становления в развитии ислама под шариатом понималось овладение правоверными всем комплексом положений новой религии, знание предписаний Корана и Сунны, регулирующих поведение и образ мысли правоверных. В этом смысле шариат выступает в значении предначертанного Аллахом пути праведной жизни мусульман. Отсюда логически вытекает, что шариат, как и всякая идеология, это совокупность всех регулирующих внешнее поведение норм, прямо установленных Кораном и Сунной. Шариат как идеология ислама возник в Аравии и, соответственно способен реализовать свое потенциальное начало в форме канонов только в тех условиях, где он сформировался. Иная этническая общность, принимая внешние каноны ислама, с необходимостью преломляет их через свое самосознание, менталитет и нормы жизнедеятельности. Преломление норм ислама через эту особенность приводит к тому, что законы шариата не одинаково воспринимаются и исполняются субъектами различных этнокультур. 10»Пструшевский И П. Ислам. -М., 1968. С.294. 111 В тех субэтносах, где ислам сохраняется в форме социальнорегулирующей идеологии, шариат стремится затронуть вопросы этики: «Что касается поступков человека, его внешнего поведения, то положения шариата регламентируют их не сами по себе, а путем конкретизации в определенных нормах».104 Что же за это нормы? Читаем дальше: «Эту функцию выполняет «аль-фикх», а «аль-фикх это мусульманское право в широком смысле, которое в целом определяется не положениями ислама, а состоит преимущество из норм, которые имеют доисламское происхождение, но продолжают действовать в новых исторических условиях»105. Коран, утверждая могущество Аллаха и безупречное исполнение норм, при решении некоторых вопросе обращается к обычаю: «О те, которые уверовали! Предписано вам возмездие за убитых: свободный за свободного, и раб за раба, и женщину за женщину. А кому будет прощено что-нибудь его братом, то следование по обычаю и возмещение ему во благе»106. Абу Сайд Майхани (969 г.) считается первым суфийским шейхом, который разработал для своих учеников кодекс норм поведения и правил общежития из 10 пунктов. Правила общежития он дополнил характеристикой 10 качеств, которые обязательны для наставника и 10 черт, которые необходимы для ученика. Абу Ханифа ан-Муман (699 г.) обосновывал возможность использования норм обычая (урф) как одного из источников права. В доисламской поэзии «адити» (адаты) упоминаются как пример гордыни, то есть непризнания норм шариата. Прилагательное «адитский» приобрело значение «древний», «очень древний». «Ада (множественное число адат) обычай, доисламские нормы правовых комплексов, а также реалии правовой жизни, не отраженные 104 Ислам. Энциклопедический словарь М, 1991. С. 254. 105Там же. С. 255. 106Коран, пер Крачковского -М, 1963, С 33. |