48 нормах».56 Что же за это нормы? Эту функцию выполняет «аль-фикх», а «альфикх это мусульманское право в широком смысле, которое в целом определяется не положениями ислама, а состоит преимущество из норм, которые имеют доисламское происхождение, но продолжают действовать в новых исторических условиях57. Коран, утверждая могущество Аллаха и безупречное исполнение норм, при решении некоторых вопросе обращается к обычаю: «О те, которые уверовали! Предписано вам возмездие за убитых: свободный за свободного, и раб за раба, и женщину за женщину. А кому будет прощено что-нибудь его братом, то следование по обычаю и возмещение ему во благе»58. Абу Сайд Майхани (969 г.) считается первым суфийским шейхом, который разработал для своих учеников кодекс норм поведения и правил общежития из 10 пунктов. Правила общежития он дополнил характеристикой 10 качеств, которые обязательны для наставника и 10 черт, которые необходимы для ученика. Абу Ханифа ан-Муман (699 г.) обосновывал возможность использования норм обычая (урф) как одного из источников права. В доисламской поэзии «адити» (адаты) упоминаются как пример гордыни, то есть непризнания норм шариата. Прилагательное «адитский» приобрело значение «древний», «очень древний». «Ада (множественное число адат) обычай, доисламские нормы правовых комплексов, а также реалии правовой жизни, не отраженные шариатом»59. В разработках законоведов понятие адат сливается с понятием «урф» и является его синонимом. Однако это правильно только для территории, тяготевшей к Мекке и Медине, обычное право которых оказывало огромное влияние на формирование норм шариата и рассматривалось как дополнительный источник права. В остальном мусульманском мире нормы адата бытуют помимо и параллельно шариату. Это имеет место, во-первых, там, где 56 Ислам. Энциклопедический словарь. М., 1991. С. 254. 37 Там же. С. 255. 38 Корам, пер Крачковского. -М., 1963, С 33. 39 Народы и религии мира. Энциклопедия. М. 1999. 674 |
111 В тех субэтносах, где ислам сохраняется в форме социальнорегулирующей идеологии, шариат стремится затронуть вопросы этики: «Что касается поступков человека, его внешнего поведения, то положения шариата регламентируют их не сами по себе, а путем конкретизации в определенных нормах».104 Что же за это нормы? Читаем дальше: «Эту функцию выполняет «аль-фикх», а «аль-фикх это мусульманское право в широком смысле, которое в целом определяется не положениями ислама, а состоит преимущество из норм, которые имеют доисламское происхождение, но продолжают действовать в новых исторических условиях»105. Коран, утверждая могущество Аллаха и безупречное исполнение норм, при решении некоторых вопросе обращается к обычаю: «О те, которые уверовали! Предписано вам возмездие за убитых: свободный за свободного, и раб за раба, и женщину за женщину. А кому будет прощено что-нибудь его братом, то следование по обычаю и возмещение ему во благе»106. Абу Сайд Майхани (969 г.) считается первым суфийским шейхом, который разработал для своих учеников кодекс норм поведения и правил общежития из 10 пунктов. Правила общежития он дополнил характеристикой 10 качеств, которые обязательны для наставника и 10 черт, которые необходимы для ученика. Абу Ханифа ан-Муман (699 г.) обосновывал возможность использования норм обычая (урф) как одного из источников права. В доисламской поэзии «адити» (адаты) упоминаются как пример гордыни, то есть непризнания норм шариата. Прилагательное «адитский» приобрело значение «древний», «очень древний». «Ада (множественное число адат) обычай, доисламские нормы правовых комплексов, а также реалии правовой жизни, не отраженные 104 Ислам. Энциклопедический словарь М, 1991. С. 254. 105Там же. С. 255. 106Коран, пер Крачковского -М, 1963, С 33. 112 шариатом»107. В разработках законоведов понятие адат сливается с понятием «урф» и является его синонимом. Однако это правильно только для территории тяготевшей к Мекке и Медине, обычное право которых оказывало огромное влияние на формирование норм шариата и рассматривалось как дополнительный источник права. В остальном мусульманском мире нормы адата бытуют помимо и параллельно шариату. Это имеет место, во-первых, там, где население исламизировано поверхностно, а шариатские суды отсутствуют либо не имеют достаточного авторитета; во-вторых, там, где, несмотря на многовековое бытование ислама, сохраняются родоплеменные отношения и древние правовые представления; в-третьих, там, где до ислама деление входило в состав государств с развитой правовой системой и, приняв ислам, не отказалось от привычных правовых норм. Нормы адата могут значительно расходиться с шариатом, выступая как альтернатива, или даже совсем оттесняя последнее. Духовный же судья (кади) или правительственный чиновник могут опираться на адаты только в особых случаях и если используется норма, не противоречащая общему духу шариата. Исламское учение о нравственности это прежде всего своеобразный способ обоснования и морально-ценностного освоения мира человеком на определенной стадии его исторического развития. Исламская мораль представляет собой основную часть системы социального регулирования мусульманского общества и одну из форм выражения мировоззрения классового общества. На первоначальных степенях развития мусульманского общества нравственно религиозно правовые нормы в исламе носят синкретический характер. Религиозное сознание мусульман выступает в нерасчлененном виде; религиозные, правовые и нравственные нормы представляют общую черту социального идеала мусульман, более важным представляется показать 107 Народы и религии мира. Энциклопедия. М. 1999. 674 |