Проверяемый текст
Манкиева Хадишт Мухтаровна. Генезис правовой культуры народов Северного Кавказа (Диссертация 2006)
[стр. 49]

49 население исламизировано поверхностно, а шариатские суды отсутствуют либо не имеют достаточного авторитета; во-вторых, там, где, несмотря на многовековое бытование ислама, сохраняются родоплеменные отношения и древние правовые представления; в-третьих, там, где до ислама деление входило в состав государств с развитой правовой системой и, приняв ислам, не отказалось от привычных правовых норм.
Нормы адата могут значительно расходиться с шариатом, выступая как альтернатива, или даже совсем оттесняя последнее.
Духовный же судья (кади) или правительственный чиновник могут опираться на адаты только в особых случаях и если используется норма, не противоречащая общему духу шариата.
Исламское учение о нравственности это прежде всего своеобразный способ обоснования и морально-ценностного освоения мира человеком на определенной стадии его исторического развития.
Исламская мораль представляет собой основную часть системы социального регулирования мусульманского общества и одну из форм выражения мировоззрения классового общества.
На первоначальных степенях развития мусульманского общества нравственно религиозно правовые нормы в исламе носят синкретический характер.
Религиозное сознание мусульман выступает в нерасчлененном виде; религиозные, правовые и нравственные нормы представляют общую черту социального идеала мусульман, более важным представляется показать
различия, существующие между религиозными, нравственными и правовыми нормами в системе регулирования отношений в этнокультуре.
Означенные различия «просматриваются по основным структурным компонентам социальных норм, то есть по гипотезе, санкции и диспозиции»60.
В отличие от религиозных, нравственные нормы обеспечиваются формами ответственности, связаны с фактом реальной действительности в ряде
60 Тагиров-Шайдасва Г.М.
Исламская мораль: иллюзии и реальность.
Махачкала.
1990, С.
71.
[стр. 112]

112 шариатом»107.
В разработках законоведов понятие адат сливается с понятием «урф» и является его синонимом.
Однако это правильно только для территории тяготевшей к Мекке и Медине, обычное право которых оказывало огромное влияние на формирование норм шариата и рассматривалось как дополнительный источник права.
В остальном мусульманском мире нормы адата бытуют помимо и параллельно шариату.
Это имеет место, во-первых, там, где население исламизировано поверхностно, а шариатские суды отсутствуют либо не имеют достаточного авторитета; во-вторых, там, где, несмотря на многовековое бытование ислама, сохраняются родоплеменные отношения и древние правовые представления; в-третьих, там, где до ислама деление входило в состав государств с развитой правовой системой и, приняв ислам, не отказалось от привычных правовых норм.
Нормы адата могут значительно расходиться с шариатом, выступая как альтернатива, или даже совсем оттесняя последнее.
Духовный же судья (кади) или правительственный чиновник могут опираться на адаты только в особых случаях и если используется норма, не противоречащая общему духу шариата.
Исламское учение о нравственности это прежде всего своеобразный способ обоснования и морально-ценностного освоения мира человеком на определенной стадии его исторического развития.
Исламская мораль представляет собой основную часть системы социального регулирования мусульманского общества и одну из форм выражения мировоззрения классового общества.
На первоначальных степенях развития мусульманского общества нравственно религиозно правовые нормы в исламе носят синкретический характер.
Религиозное сознание мусульман выступает в нерасчлененном виде; религиозные, правовые и нравственные нормы представляют общую черту социального идеала мусульман, более важным представляется показать
107 Народы и религии мира.
Энциклопедия.
М.
1999.
674

[стр.,113]

113 различия, существующие между религиозными, нравственными и правовыми нормами в системе регулирования отношений в этнокультуре.
Означенные различия «просматриваются по основным структурным компонентам социальных норм, то есть по гипотезе, санкции и диспозиции» .
В отличие от религиозных, нравственные нормы обеспечиваются формами ответственности, связаны с фактом реальной действительности в ряде
осуждения со стороны общественного мнения и окружения.
Так, во многих этнокультурных общностях Северного Кавказа моральные санкции реализовывались «джамаатами» собраниями старейшин, избранных жителями каждого аула для решения разногласий во взаимоотношениях между сельчанами и общественной оценки различных отступлений от норм нравственности, а также специальными «блюстителями морали», которые в отличие от судьи кади именовались «татель»108 109.
Обеспечение же религиозных норм связано с двумя видами санкций, одна из которых применяется в «земной» жизни (дополнительная молитва, искупительный пост и т.д.), а другая в «загробной».
Бесспорно, «божественная кара» была и есть исключительно религиозной санкцией.
Собственно, «о нравственных (или собственно религиозных) или правовых нормах можно говорить лишь на уровне теории, в действительности же приходится встречаться со смешанными по содержанию и способам обоснования социальными установками»110.
Понимание исламской морали в «узком» смысле связано с включением в нее совокупности нравственных требований, непосредственно связанных с вероучением, культом и обрядностью, с такими, к примеру, понятиями, как грех (исм), набожность (аттаква), вера (иман), упование на Аллаха (таваккул) идр,и.
Понимание же ее в «широком» смысле связано с выводимыми из 108Тагиров-Шайдаева Г.М.
Исламская мораль: иллюзии и реальность.
Махачкала.
1990, С.
71.

т Сборник сведений о кавказских горцах.
Вып.
1-12.
Тифлис.
1868, С.
143.
1.0 Евреинова А.
М.
Реферат о значении и пределах обычного права.
СПб., 1883.
С.
21.
1.1 Аширов Н.
Нравственные поучения современного ислама.
-М., 1977.
С.
142.

[Back]