Проверяемый текст
Манкиева Хадишт Мухтаровна. Генезис правовой культуры народов Северного Кавказа (Диссертация 2006)
[стр. 50]

50 осуждения со стороны общественного мнения и окружения.
Так, во многих этнокультурных общностях Северного Кавказа моральные санкции реализовывались «джамаатами» собраниями старейшин, избранных жителями каждого аула для решения разногласий во взаимоотношениях между сельчанами и общественной оценки различных отступлений от норм нравственности, а также специальными «блюстителями морали», которые в отличие от судьи кади именовались
«татель»61.
Обеспечение же религиозных норм связано с двумя видами санкций, одна из которых применяется в «земной» жизни (дополнительная молитва, искупительный пост и т.д.), а другая в «загробной».
Бесспорно, «божественная кара» была и есть исключительно религиозной санкцией.
Собственно, «о нравственных (или собственно религиозных) или правовых нормах можно говорить лишь на уровне теории, в действительности же приходится встречаться со смешанными по содержанию и способам обоснования социальными
установками»62.
Понимание исламской морали в «узком» смысле связано с включением в нее совокупности нравственных требований, непосредственно связанных с вероучением, культом и обрядностью, с такими, к примеру, понятиями, как грех (исм), набожность (аттаква), вера (иман), упование на Аллаха (таваккул) и
др63 64.
Понимание же ее в «широком» смысле связано с выводимыми из
исламского вероучения истолкованием морали вообще, с представлениями о долге (ваджиб), добродетели (ихсан), пороке (махликат), справедливости (адль) и отношениями, которые этими понятиями определяются.
Коран и Сунна важнейшие источники исламской морали, общеидеологическая основа исламской этики.
Нравственные правила поведения не претендуют на
какую_ м и 64 либо системность изложения и не содержат «исходной этической теории» .
61 Сборник сведений о кавказских горцах.
Вып.
1-12.
Тифлис.
1868, С.
143.

62 Евреинова Л.
М.
Реферат о значении и пределах обычного права.
СПб., 1883.
С.
21.

63 Аширов Н.
Нравственные поучения современного ислама.
-М., 1977.
С.
142.

64 Щербаков В.Н.
Социально-психологический анализ морали.
Л., 1974.
С.
61.
[стр. 113]

113 различия, существующие между религиозными, нравственными и правовыми нормами в системе регулирования отношений в этнокультуре.
Означенные различия «просматриваются по основным структурным компонентам социальных норм, то есть по гипотезе, санкции и диспозиции» .
В отличие от религиозных, нравственные нормы обеспечиваются формами ответственности, связаны с фактом реальной действительности в ряде осуждения со стороны общественного мнения и окружения.
Так, во многих этнокультурных общностях Северного Кавказа моральные санкции реализовывались «джамаатами» собраниями старейшин, избранных жителями каждого аула для решения разногласий во взаимоотношениях между сельчанами и общественной оценки различных отступлений от норм нравственности, а также специальными «блюстителями морали», которые в отличие от судьи кади именовались
«татель»108 109.
Обеспечение же религиозных норм связано с двумя видами санкций, одна из которых применяется в «земной» жизни (дополнительная молитва, искупительный пост и т.д.), а другая в «загробной».
Бесспорно, «божественная кара» была и есть исключительно религиозной санкцией.
Собственно, «о нравственных (или собственно религиозных) или правовых нормах можно говорить лишь на уровне теории, в действительности же приходится встречаться со смешанными по содержанию и способам обоснования социальными
установками»110.
Понимание исламской морали в «узком» смысле связано с включением в нее совокупности нравственных требований, непосредственно связанных с вероучением, культом и обрядностью, с такими, к примеру, понятиями, как грех (исм), набожность (аттаква), вера (иман), упование на Аллаха (таваккул) идр,и.

Понимание же ее в «широком» смысле связано с выводимыми из
108Тагиров-Шайдаева Г.М.
Исламская мораль: иллюзии и реальность.
Махачкала.
1990, С.
71.
т Сборник сведений о кавказских горцах.
Вып.
1-12.
Тифлис.
1868, С.
143.

1.0 Евреинова А.
М.
Реферат о значении и пределах обычного права.
СПб., 1883.
С.
21.

1.1 Аширов Н.
Нравственные поучения современного ислама.
-М., 1977.
С.
142.


[стр.,114]

114 исламского вероучения истолкованием морали вообще, с представлениями о долге (ваджиб), добродетели (ихсан), пороке (махликат), справедливости (адль) и отношениями, которые этими понятиями определяются.
Коран и Сунна важнейшие источники исламской морали, общеидеологическая основа исламской этики.
Нравственные правила поведения не претендуют на
какую-либо системность изложения и не содержат «исходной этической теории»112.
С середины VIII века в связи с арабскими завоеваниями и дифференциацией социально-политических интересов в мусульманском обществе появилась необходимость философского, теологического и этического обоснования идеалов мусульманства.
Период первоначального правоверия сменился «периодом кодификации и имамов» основателей толков (мазхабов), который длился около двух с половиной столетий, ставших эпохой зрелости, «золотым веком» в развитии исламской доктрины в целом и ее этического аспекта в частности.
Основу исламского учения о нравственности составляет концепция «тарика» пути нравственно-религиозного совершенствования мусульманина которая является теологическим и вместе с тем философски аргументированным истолкованием закона нравственного самосовершенствования человека.
Следует отметить, что взаимоотношения мусульманской этики и права исторически менялись.
В исламской этической схеме нравственность определяется как высшая ступень, содержащая в себе право как низшую ступень.
Шариат и тарикат как бы взаимопостулируют и дополняют друг друга как относительно самостоятельные ступени «постижения смысла жизненного бытия мусульманина в мире».
Тарикат как стадия собственно морального совершенствования предполагает и восполняет шариат, ибо «ступень морали делается невозможной и прямо уничтожается без права как 1,2 Щербаков В И.
Социально-психологический анализ морали.
Л., 1974.
С.
61.

[Back]