Проверяемый текст
Манкиева Хадишт Мухтаровна. Генезис правовой культуры народов Северного Кавказа (Диссертация 2006)
[стр. 51]

51 С середины VIII века в связи с арабскими завоеваниями и дифференциацией социально-политических интересов в мусульманском обществе появилась необходимость философского, теологического и этического обоснования идеалов мусульманства.
Период первоначального правоверия сменился «периодом кодификации и имамов» основателей толков (мазхабов), который длился около двух с половиной столетий, ставших эпохой зрелости, «золотым веком» в развитии исламской доктрины в целом и ее этического аспекта в частности.
Основу исламского учения о нравственности составляет концепция «тарика» пути нравственно-религиозного совершенствования мусульманина которая является теологическим и вместе с тем философски аргументированным истолкованием закона нравственного самосовершенствования человека.
Следует отметить, что взаимоотношения мусульманской этики и права исторически менялись.
В исламской этической схеме нравственность определяется как высшая ступень, содержащая в себе право как низшую ступень.
Шариат и тарикат как бы взаимопостулируют и дополняют друг друга как относительно самостоятельные ступени «постижения смысла жизненного бытия мусульманина в мире».
Тарикат как стадия собственно морального совершенствования предполагает и восполняет шариат, ибо «ступень морали делается невозможной и прямо уничтожается без права как
ее необходимого условия».
Закон права (шариат) есть закон свободы, но не свободы отдельного лица, а свободы всех и обращен ко всем.
Напротив, закон нравственный, вступающий в силу на ступени тарикат обращен лишь к одному.
Он есть «индивидуальный путь религиозно-нравственного самосовершенствования, обращенный к непосредственному сознанию каждого, где нет однородности и
_ 65 одинаковости в выполнении оощего закона прохождения через макамы» .
Сказанное выше указывает на то, что система этики в исламе существует,
65 65 Аширов Н.
Нравственные поучения современного ислама.
М, 1971.
С.
48
[стр. 114]

114 исламского вероучения истолкованием морали вообще, с представлениями о долге (ваджиб), добродетели (ихсан), пороке (махликат), справедливости (адль) и отношениями, которые этими понятиями определяются.
Коран и Сунна важнейшие источники исламской морали, общеидеологическая основа исламской этики.
Нравственные правила поведения не претендуют на какую-либо системность изложения и не содержат «исходной этической теории»112.
С середины VIII века в связи с арабскими завоеваниями и дифференциацией социально-политических интересов в мусульманском обществе появилась необходимость философского, теологического и этического обоснования идеалов мусульманства.
Период первоначального правоверия сменился «периодом кодификации и имамов» основателей толков (мазхабов), который длился около двух с половиной столетий, ставших эпохой зрелости, «золотым веком» в развитии исламской доктрины в целом и ее этического аспекта в частности.
Основу исламского учения о нравственности составляет концепция «тарика» пути нравственно-религиозного совершенствования мусульманина которая является теологическим и вместе с тем философски аргументированным истолкованием закона нравственного самосовершенствования человека.
Следует отметить, что взаимоотношения мусульманской этики и права исторически менялись.
В исламской этической схеме нравственность определяется как высшая ступень, содержащая в себе право как низшую ступень.
Шариат и тарикат как бы взаимопостулируют и дополняют друг друга как относительно самостоятельные ступени «постижения смысла жизненного бытия мусульманина в мире».
Тарикат как стадия собственно морального совершенствования предполагает и восполняет шариат, ибо «ступень морали делается невозможной и прямо уничтожается без права как
1,2 Щербаков В И.
Социально-психологический анализ морали.
Л., 1974.
С.
61.


[стр.,115]

115 ее необходимого условия».
Закон права (шариат) есть закон свободы, но не свободы отдельного лица, а свободы всех и обращен ко всем.
Напротив, закон нравственный, вступающий в силу на ступени тарикат обращен лишь к одному.
Он есть «индивидуальный путь религиозно-нравственного самосовершенствования, обращенный к непосредственному сознанию каждого, где нет однородности и
одинаковости в выполнении общего закона прохождения через макамы»113.
Сказанное выше указывает на то, что система этики в исламе существует,
вопреки утверждениям некоторых ученых об отсутствии таковой.
Существуют различия между этикой и правом, как относительно автономными аспектами социально-философского знания средневекового мусульманского общества.
Таким образом, ислам не представляет исключения (кроме определения «пути» спасения для вечности) от двух других моральных религий оригинальностью подхода к определенной моральной миссии мусульманства.
Поэтому, если рассматривать, какова роль адата и шариата в определении свободы по отношению к субъекту этнокультуры, то получается, что при законах адата нет запрещенности, но свобода неограничена до тех пор, пока субъект не вступает в определенные отношения с другими субъектами.
При законах шариата субъект защищен законом, то есть, включен в систему прав и обязанностей и, таким образом, свобода ограничена.
«В Дагестане было согласование народных обычаев с догмами Карана в тех случаях, где это оказывалось возможным, не отнимая у народа его любимую, разгульную вольницу.
Как бы ни старались проповедники утвердить абсолютность ислама, адат все сохранил себя, лишь частично идя на компромисс».1,4 По шариату стали решать все дела, касающиеся религии, завещания, наследства и некоторых гражданских исков.
Дела же уголовные, по ш Аширов Н.
Нравственные поучения современного ислама.
М , 1971.
С.
48
т Леонтович Ф.И.
Адаты кавказских горцев.
-1-2 -Одесса,, 1882.
С.
91.

[Back]