Проверяемый текст
Манкиева Хадишт Мухтаровна. Генезис правовой культуры народов Северного Кавказа (Диссертация 2006)
[стр. 52]

52 вопреки утверждениям некоторых ученых об отсутствии таковой.
Существую! различия между этикой и правом, как относительно автономными аспектами социально-философского знания средневекового мусульманского общества.
Таким образом, ислам не представляет исключения (кроме определения «пути» спасения для вечности) от двух других моральных религий оригинальностью подхода к определенной моральной миссии мусульманства.
Поэтому, если рассматривать, какова роль адата и шариата в определении свободы по отношению к субъекту этнокультуры, то получается, что при законах адата нет запрещенности, но свобода неограничена до тех пор, пока субъект не вступает в определенные отношения с другими субъектами.
При законах шариата субъект защищен законом, то есть, включен в систему прав и обязанностей и, таким образом, свобода ограничена.
«В Дагестане было согласование народных обычаев с догмами Карана в тех случаях, где это оказывалось возможным, не отнимая у народа его любимую, разгульную вольницу.
Как бы ни старались проповедники утвердить абсолютность ислама, адат все сохранил себя, лишь частично идя на
компромисс».66 По шариату стали решать все дела, касающиеся религии, завещания, наследства и некоторых гражданских исков.
Дела же уголовные, по
нарушению права собственности, касающиеся семейных отношений, общественных постановлений и тому подобное, продолжали решаться по прежним адатам.
Промежуточное положение между судом по адату и шариату заняло рассмотрение некоторых гражданских дел по «маслагату» толерантности, то есть мировую сделку при подобии посредников, избранных тяжущимися, направлениях на избежание конфликта и снятии первичных эмоций.
Таким образом, в этнокультуре, где традиция (адат) закреплена в культурной памяти и регулирует межсубъектные отношения силой общественного мнения, ислам или другая классическая религия не
“ Леонтович Ф.И.
Лдаты кавказских горцев.
-1-2 -Одесса,, 1882.
С.
91.
[стр. 115]

115 ее необходимого условия».
Закон права (шариат) есть закон свободы, но не свободы отдельного лица, а свободы всех и обращен ко всем.
Напротив, закон нравственный, вступающий в силу на ступени тарикат обращен лишь к одному.
Он есть «индивидуальный путь религиозно-нравственного самосовершенствования, обращенный к непосредственному сознанию каждого, где нет однородности и одинаковости в выполнении общего закона прохождения через макамы»113.
Сказанное выше указывает на то, что система этики в исламе существует, вопреки утверждениям некоторых ученых об отсутствии таковой.
Существуют различия между этикой и правом, как относительно автономными аспектами социально-философского знания средневекового мусульманского общества.
Таким образом, ислам не представляет исключения (кроме определения «пути» спасения для вечности) от двух других моральных религий оригинальностью подхода к определенной моральной миссии мусульманства.
Поэтому, если рассматривать, какова роль адата и шариата в определении свободы по отношению к субъекту этнокультуры, то получается, что при законах адата нет запрещенности, но свобода неограничена до тех пор, пока субъект не вступает в определенные отношения с другими субъектами.
При законах шариата субъект защищен законом, то есть, включен в систему прав и обязанностей и, таким образом, свобода ограничена.
«В Дагестане было согласование народных обычаев с догмами Карана в тех случаях, где это оказывалось возможным, не отнимая у народа его любимую, разгульную вольницу.
Как бы ни старались проповедники утвердить абсолютность ислама, адат все сохранил себя, лишь частично идя на
компромисс».1,4 По шариату стали решать все дела, касающиеся религии, завещания, наследства и некоторых гражданских исков.
Дела же уголовные, по
ш Аширов Н.
Нравственные поучения современного ислама.
М , 1971.
С.
48 т Леонтович Ф.И.
Адаты кавказских горцев.
-1-2 -Одесса,, 1882.
С.
91.


[стр.,116]

116 нарушению права собственности, касающиеся семейных отношений, общественных постановлений и тому подобное, продолжали решаться по прежним адатам.
Промежуточное положение между судом по адату и шариату заняло рассмотрение некоторых гражданских дел по «маслагату» толерантности, то есть мировую сделку при подобии посредников, избранных тяжущимися, направлениях на избежание конфликта и снятии первичных эмоций.
Таким образом, в этнокультуре, где традиция (адат) закреплен в культурной памяти и регулирует межсубъектные отношения силой общественного мнения, ислам или другая классическая религия не
воспринимается субъектами этноса в классической форме, а реально функционирует двоеверие.
Главными причинами, способствовавшими сохранению норм адата и господства двоеверия можно считать: слишком строгие наказания, определяемые Кораном, даже за преступления, считавшиеся по понятиям горцев маловажными, не могли нравиться народу; сохранение адата было выгодным для правителей, которые, не имея в начале достаточной силы и средств к уничтожению суда по адату, «впоследствии сами нашли в нем поддержку и упрочение своей власти»115, поскольку штрафы, взыскиваемые с виновных при решении дел по адату составляли для них немаловажный источник дохода; изучение Корана и вообще мусульманского законоведения, довольно запутанного, представляло даже для людей, исключительно посвятивших себя этому, непреодолимые затруднения, тогда как при использовании адата не требовалось особых познаний; решения эти, принимаемые большинством голосов, скорые и для всех понятные, служили руководством при решении подобных дел и на 115Комаров К.
М.
Кавказские горцы: как они есть М.
1868.
С.
6.

[Back]