Проверяемый текст
Манкиева Хадишт Мухтаровна. Генезис правовой культуры народов Северного Кавказа (Диссертация 2006)
[стр. 54]

членами совета старейшин.
Дела по несогласию между мужем и женой, родителями и детьми, по завещаниям, по спорам об имуществе, принадлежащем мечетям, разбираются по
шариату68.
Для того, чтобы понять то или иное общество, необходимо иметь представление о внутреннем правовом кодексе отдельной личности и о нормах, которым подчиняются конкретные этносы.
Обычное право находит для себя особенно богатый материал при изучении общественного устройства тех народностей, которые, благодаря географическим условиям, сохранили в неприкосновенности не только свою политическую независимость, но и особенности своей древней культуры.
Сравнительный анализ памятников истории и культуры, сохранивших особенности и специфику отдельных народов, обнаруживает удивительную близость многих, на первый взгляд совершенно различных мировоззрений.
С одной стороны, определенное единство, а с другой специфичность отдельных элементов дает широкую возможность для исследований в данной области.
На смену адату как регулятору общественных отношений приходит
официальная форма нормативной регуляции шариат.
Шариат как социальнонормативный регулятор, берет на себя функции адата.
Адат сохраняется в шариате, как особенное в снятом виде мусульманское учение о нравственности; это часть социально-философского знания ислама.
Таким образом, анализ исторических этапов общественного развития народов Северного Кавказа позволяет сделать вывод о наличии в регионе устойчивого концепта религиозно-правового сознания как соединения ислама с традиционными этическими установками.
Это константная ситуация, которую необходимо учитывать при выстраивании дальнейшей политики.
На постоянном фоне живых и действенных традиций и обычаев, зафиксированных в строгих нормах адатов, ислам со своей столь же строгой правовой системой
54 Сборник сведений о кавказских горцах.
Тифлис 1871.
С.
423
[стр. 11]

обусловленная опорой на личную культуру и высший авторитет.
Северокавказский адат обычно выступал сводом идеалов, призванных направлять поведение людей.
И лишь после включения в российскую правовую систему он, впервые в своей истории, приобрел институциональную значимость права, хотя и с определёнными ограничениями.
5.
Анализ исторических этапов общественного развития народов Северного Кавказа позволяет сделать вывод о
назначении в регионе устойчивого концепта религиозно правового сознания как соединения ислама с традиционными этическими установками.
Правовая система ислама начинает функционировать здесь на фоне живых и действенных традиций и обычаев, зафиксированных в строгих нормах адатов.
Возникает равнодействие двух правовых систем, которое и организует правовое поле на Северном Кавказе с середины 19 века.
6.
Исторический опыт развития государственности России и её правовых систем показывает, что не существует непримиримых противоречий между государственным правом, адатом и шариатом.
В процессе эволюции правосознание этносов на Северном Кавказе в нём переплелись нормы адата, шариата и официального права.
В этом аспекте логика и смысл постановки проблемы адата и шариата на современном этапе заключается в том, что они являются не только социальной реальностью, объективной, преемственной закономерностью, но и нередко оптимальным способом регулирования многих отношений.
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что материалы диссертации могут быть использованы для дальнейшего исследования различных элементов правовой культуры, изучения проблем взаимодействия традиционных моделей правовой культуры народов Северного Кавказа.
Теоретические обобщения и выводы могут быть использованы в процессе преподавания курса философии культуры, I I

[стр.,117]

117 будущие времена.
Суд по адату производился в каждом селении особыми лицами, которые выбирались по большинству голосов и преимущественно из влиятельных в селении фамилий (тухумов), пользовавшихся иногда этим правом наследственно.
Для решения дел особой важности или при явно неудовлетворительном решении дела спорящие обращались к совету старейшин селения, издавна приобретшим известность своей непогрешимостью.
Адаты сохранились в памяти членов совета старейшин и устно передавались из рода в род; особые сборники, большей частью отрывочные, писались иногда по памяти некоторыми кадиями и грамотными членами совета старейшин.
Дела по несогласию между мужем и женой, родителями и детьми, по завещаниям, по спорам об имуществе, принадлежащем мечетям, разбираются по
шариату116.
Для того, чтобы понять то или иное общество, необходимо иметь представление о внутреннем правовом кодексе отдельной личности и о нормах, которым подчиняются конкретные этносы.
Обычное право находит для себя особенно богатый материал при изучении общественного устройства тех народностей, которые, благодаря географическим условиям, сохранили в неприкосновенности не только свою политическую независимость, но и особенности своей древней культуры.
Сравнительный анализ памятников истории и культуры, сохранивших особенности и специфику отдельных народов, обнаруживает удивительную близость многих, на первый взгляд совершенно различных мировоззрений.
С одной стороны, определенное единство, а с другой специфичность отдельных элементов дает широкую возможность для исследований в данной области.
На смену адату как регулятору общественных отношений приходит
116Сборник сведений о кавказских горцах.
Тифлис 1871.
С.
423


[стр.,118]

118 официальная форма нормативной регуляции шариат.
Шариат как социально-нормативный регулятор, берет на себя функции адата.
Адат сохраняется в шариате, как особенное в снятом виде мусульманское учение о нравственности; это часть социально-философского знания ислама.
Таким образом, анализ исторических этапов общественного развития народов Северного Кавказа позволяет сделать вывод о наличии в регионе устойчивого концепта религиозно-правового сознания как соединения ислама с традиционными этическими установками.
Это константная ситуация, которую необходимо учитывать при выстраивании дальнейшей политики.
На постоянном фоне живых и действенных традиций и обычаев, зафиксированных в строгих нормах адатов, ислам со своей столь же строгой правовой системой
входил в религиозную ситуацию и даже занимал в ней, очевидно, ведущее место.
Возникло равнодействие двух правовых систем, которое и организовало правовое поле.
Это динамическое равновесие с пиками конфликтов и периодами спадов напряжения растянулось на столетия.
Особо следует отметить, что исторически формировавшаяся правовая культура региона основывалась на суфийской форме ислама.
Именно за эту последовательную чистоту и сражались столь непримиримо знаменитые имамы в начале XIX века.

[Back]