55 входил в религиозную ситуацию и даже занимал в ней, очевидно, ведущее место. Возникло равнодействие двух правовых систем, которое и организовало правовое поле. Это динамическое равновесие с пиками конфликтов и периодами спадов напряжения растянулось на столетия. Особо следует отметить, что исторически формировавшаяся правовая культура региона основывалась на суфийской форме ислама. Именно за эту последовательную чистоту и сражались столь непримиримо знаменитые имамы в начале XIX века. |
118 официальная форма нормативной регуляции шариат. Шариат как социально-нормативный регулятор, берет на себя функции адата. Адат сохраняется в шариате, как особенное в снятом виде мусульманское учение о нравственности; это часть социально-философского знания ислама. Таким образом, анализ исторических этапов общественного развития народов Северного Кавказа позволяет сделать вывод о наличии в регионе устойчивого концепта религиозно-правового сознания как соединения ислама с традиционными этическими установками. Это константная ситуация, которую необходимо учитывать при выстраивании дальнейшей политики. На постоянном фоне живых и действенных традиций и обычаев, зафиксированных в строгих нормах адатов, ислам со своей столь же строгой правовой системой входил в религиозную ситуацию и даже занимал в ней, очевидно, ведущее место. Возникло равнодействие двух правовых систем, которое и организовало правовое поле. Это динамическое равновесие с пиками конфликтов и периодами спадов напряжения растянулось на столетия. Особо следует отметить, что исторически формировавшаяся правовая культура региона основывалась на суфийской форме ислама. Именно за эту последовательную чистоту и сражались столь непримиримо знаменитые имамы в начале XIX века. |