Проверяемый текст
Манкиева Хадишт Мухтаровна. Генезис правовой культуры народов Северного Кавказа (Диссертация 2006)
[стр. 57]

57 В XVIII XIX веках большую роль в распространении ислама сыграли миссионеры из Дагестана региона, в котором он получал устойчивое развитие, начиная с X века.
Здесь неизменно распространялось знание арабского языка и письменности, строились мечети, организовывались медресе.

На территории вайнахских народов чеченцев и ингушей ислам утвердился с конца XVIII века, хотя его активное проникновение началось с XVI века, когда в мекхелах появились толкователи обычного традиционного права адата, обученные в исламских школах.
Делались естественные попытки внутреннего размывания традиционного религиозно-нравственного ядра.
Новая религиозная система должна была естественно и постепенно создать новые мифологические и нравственные ориентиры, которые заведомо должны были вытеснить из социума старые, традиционные.
Этот процесс был неизбежен, и тот факт, что он не привел к абсолютному успеху, к которому стремились просветители, свидетельствует только об особой крепости этнорелигиозных традиций.
Абсолютное большинство мусульман Северного Кавказа исповедуют ислам суннитского направления.
Суннитом считается тот, кто признает первых четырех халифов законными и придерживается правил, установленных одним из четырех мазхабов (религиозно-правовых
школ)69.
«Все мусульманские правовые школы в рамках одного и того же направления (как суннизма, так и шиизма) отличались друг от друга тем, что при общих исходных позициях они использовали различные способы формулирования норм действующего права и их применения к частным
случаям»70.
В теологическом плане главное отличие суннизма от шиизма состоит в
69 Четыре юридические школы суннизма названы по именам их основателей: ханифитская (основатель Абу Халифа), маликитская (основатель Малик ибн Акае), шафиитская (основатель ашШафии), ханбалитская (основатель Ахмад ибн Ханбал).
См.: Ислам.
Энциклопедический словарь.
М., 1991.

70 Маханов Д.С.
Эволюция ханбалитского учения и современность.
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук.
М., 2001.
С.9.
[стр. 71]

7! растянувшейся на века и с очевидностью еще не завершившейся, и исторически конкретного существования в Российской Империи, Советском Союзе, России, диктовавшего нормы и формы как социального, так и индивидуального бытия.
Ислам приходит на Кавказ в VII веке, одновременно с арабскими завоеваниями.
С тех пор присутствие ислама остается постоянным, однако проявляется он с разной степенью влияния.
Ислам играл, безусловно, существенную роль в процессе этногенеза и построения раннефеодального общества.
Однако его внедрение было совсем не идиллическим, его проникновению порой жестоко противодействовали местные жители, весь строй жизни которых регулировался религиозными языческими нормами.
Как видим, истоки современных проблем лежат в глубокой древности.
Очень важно то, что феноменологическая суть и структурная соотнесенность проблем прошла через эти столетия практически без изменений.
Потому очень важно понять зарождение этих соотношений.
После первого завоевательно-миссионерского внедрения в VII веке новый всплеск успешного проникновения идей ислама связан с походами Тамерлана в XIV веке, когда удавалось распространять его влияние как насильственными, так и ненасильственными, миссионерскими методами.
Затем, в XV веке Северный Кавказ испытал мощное турецкое воздействие, в том числе и идеологическое.
Но структурные пропорции религиозносоциологической ситуации сохранены: спокойное принятие ислама при условии, что неизменной останется традиционная нравственно-правовая система.
В XVIII XIX веках большую роль в распространении ислама сыграли миссионеры из Дагестана региона, в котором он получал устойчивое развитие, начиная с X века.
Здесь неизменно распространялось знание арабского языка и письменности, строились мечети, организовывались медресе.


[стр.,72]

72 На территории вайнахских народов чеченцев и ингушей ислам утвердился с конца XVIII века, хотя его активное проникновение началось с XVI века, когда в мекхелах появились толкователи обычного традиционного права адата, обученные в исламских школах.
Делались естественные попытки внутреннего размывания традиционного религиозно-нравственного ядра.
Новая религиозная система должна была естественно и постепенно создать новые мифологические и нравственные ориентиры, которые заведомо должны были вытеснить из социума старые, традиционные.
Этот процесс был неизбежен, и тот факт, что он не привел к абсолютному успеху, к которому стремились просветители, свидетельствует только об особой крепости этнорелигиозных традиций.
Абсолютное большинство мусульман Северного Кавказа исповедуют ислам суннитского направления.
Суннитом считается тот, кто признает первых четырех халифов законными и придерживается правил, установленных одним из четырех мазхабов (религиозно-правовых
школ)51.
«Все мусульманские правовые школы в рамках одного и того же направления (как суннизма, так и шиизма) отличались друг от друга тем, что при общих исходных позициях они использовали различные способы формулирования норм действующего права и их применения к частным
случаям»52.
В теологическом плане главное отличие суннизма от шиизма состоит в
том, что суннизм не признает возможности какого-либо посредничества между Богом и людьми после смерти пророка Мухаммада и считает «врата иджтихада закрытыми».
Шиитские правоведы, в отличие от суннитских, для 31 Четыре юридические школы суннизма названы по именам их основателей: ханифитская (основатель Абу Ханифа), маликитская (основатель Малик ибн Анас), шафиитская (основатель аш-Шафии), ханбалнтская (основатель Ахмад ибн Ханбал).
См.: Ислам.
Энциклопедический словарь.
М., 1991.

52 Маханов ДС.
Эволюция ханбалитского учения и современность.
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук.
М., 2001.
С.9.

[Back]