Проверяемый текст
Манкиева Хадишт Мухтаровна. Генезис правовой культуры народов Северного Кавказа (Диссертация 2006)
[стр. 58]

58 том, что суннизм не признает возможности какого-либо посредничества между Богом и людьми после смерти пророка Мухаммада и считает «врата иджтихада закрытыми».
Шиитские правоведы, в отличие от суннитских, для
подкрепления своих доводов юридического характера ссылаются преимущественно на Пророка и на шиитских имамов.
Поскольку шииты признают непогрешимость имама, мнение авторитетных правоведов («иджма») для них приемлемо лишь в том случае, если оно выражает волю имама.
Иджтихад (дословно «усилие») тоже является одним из принципов и обозначает собой выведение новых принципов на основе вышеуказанных, хотя в более широком смысле иджтихад это суждения и принципы, выведенные на основе только Корана, Хадисов и Сунны пророка Мухаммада, иначе говоря, любое суждение, принцип, закон, не упомянутые в Коране и Хадисах, и выведенные четырьмя праведными халифами и исламскими учеными, являются иджтихадом.
В суннитском мире и среди шиитов
ахбаригского толка иджтихад считается завершенным, будучи всего лишь прерогативой периода, когда исламский закон полностью оформился.
Условно этот период ограничивается 1258 годом
и.э., когда Аббасидский исламский халифат был буквально растерзан монголо-татарами.
Однако многие ученые, придерживающиеся салафитской доктрины, ставили и ставят под сомнение тезис о закрытии ворот иджтихада.
Среди них такие крупные ученые, как Ибн Теймия, его ученик Ибн Аль-кайим Аль-Джавзия, впрочем, и такие противоречивые фигуры, как Джамалудин Аль-Афгани и Мохаммед Абдо.
Они объясняют свою позицию слабостью и пораженческими настроениями в исламском мире.
Поскольку иджтихад представляет собой способность и право факиха выносить собственное решение по важным вопросам религиозной и общественной жизни на основе Корана, становится понятным недопущение в суннизме дальнейшего творческого развития правовой системы она воспринимается как сложившаяся данность.
Это важно для нашего
[стр. 72]

72 На территории вайнахских народов чеченцев и ингушей ислам утвердился с конца XVIII века, хотя его активное проникновение началось с XVI века, когда в мекхелах появились толкователи обычного традиционного права адата, обученные в исламских школах.
Делались естественные попытки внутреннего размывания традиционного религиозно-нравственного ядра.
Новая религиозная система должна была естественно и постепенно создать новые мифологические и нравственные ориентиры, которые заведомо должны были вытеснить из социума старые, традиционные.
Этот процесс был неизбежен, и тот факт, что он не привел к абсолютному успеху, к которому стремились просветители, свидетельствует только об особой крепости этнорелигиозных традиций.
Абсолютное большинство мусульман Северного Кавказа исповедуют ислам суннитского направления.
Суннитом считается тот, кто признает первых четырех халифов законными и придерживается правил, установленных одним из четырех мазхабов (религиозно-правовых школ)51.
«Все мусульманские правовые школы в рамках одного и того же направления (как суннизма, так и шиизма) отличались друг от друга тем, что при общих исходных позициях они использовали различные способы формулирования норм действующего права и их применения к частным случаям»52.
В теологическом плане главное отличие суннизма от шиизма состоит в том, что суннизм не признает возможности какого-либо посредничества между Богом и людьми после смерти пророка Мухаммада и считает «врата иджтихада закрытыми».
Шиитские правоведы, в отличие от суннитских, для
31 Четыре юридические школы суннизма названы по именам их основателей: ханифитская (основатель Абу Ханифа), маликитская (основатель Малик ибн Анас), шафиитская (основатель аш-Шафии), ханбалнтская (основатель Ахмад ибн Ханбал).
См.: Ислам.
Энциклопедический словарь.
М., 1991.
52 Маханов ДС.
Эволюция ханбалитского учения и современность.
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук.
М., 2001.
С.9.


[стр.,73]

73 подкрепления своих доводов юридического характера ссылаются преимущественно на Пророка и на шиитских имамов.
Поскольку шииты признают непогрешимость имама, мнение авторитетных правоведов («иджма») для них приемлемо лишь в том случае, если оно выражает волю имама.
Иджтихад (дословно «усилие») тоже является одним из принципов и обозначает собой выведение новых принципов на основе вышеуказанных, хотя в более широком смысле иджтихад это суждения и принципы, выведенные на основе только Корана, Хадисов и Сунны пророка Мухаммада, иначе говоря, любое суждение, принцип, закон, не упомянутые в Коране и Хадисах, и выведенные четырьмя праведными халифами и исламскими учеными, являются иджтихадом.
В суннитском мире и среди шиитов
ахбаритского толка иджтихад считается завершенным, будучи всего лишь прерогативой периода, когда исламский закон полностью оформился.
Условно этот период ограничивается 1258 годом
н.э., когда Аббасидский исламский халифат был буквально растерзан монголо-татарами.
Однако многие ученые, придерживающиеся салафитской доктрины, ставили и ставят под сомнение тезис о закрытии ворот иджтихада.
Среди них такие крупные ученые, как Ибн Теймия, его ученик Ибн Аль-кайим Аль-Джавзия, впрочем, и такие противоречивые фигуры, как Джамалудин Аль-Афгани и Мохаммед Абдо.
Они объясняют свою позицию слабостью и пораженческими настроениями в исламском мире.
Поскольку иджтихад представляет собой способность и право факиха выносить собственное решение по важным вопросам религиозной и общественной жизни на основе Корана, становится понятным недопущение в суннизме дальнейшего творческого развития правовой системы она воспринимается как сложившаяся данность.
Это важно для нашего
дальнейшего понимания того момента, почему сосуществование шариата и

[Back]