Проверяемый текст
Манкиева Хадишт Мухтаровна. Генезис правовой культуры народов Северного Кавказа (Диссертация 2006)
[стр. 60]

60 служить «барьером между державами».
Первая война России против Турции началась при Екатерине II.
Для нашего предмета исследования необходимо заметить, что в это время в КучукКайнарджикском договоре 1774 года впервые затрагивались религиозные вопросы и признавались конфессиональные особенности ситуации на Северном Кавказе.
Отмечалось противостояние России и Турции как христианского и мусульманского государств, их готовность обеспечить безопасность развития
ПI соответствующих конфессий на своих территориях .
В это время происходили сложные внутренние духовные процессы на территории Северного Кавказа исламизация и стремление преодолеть все языческие предрассудки.
Основной конфликт в этих событиях состоял в противоречии между исламом и доисламской традицией, причем конфликт этот пронизывал все сферы общественной жизни и занимал основное внимание общества этого периода.
Шел важный и тонкий процесс налаживания сосуществования между исламом в его суфийской интерпретации, который был представлен на Северном Кавказе, и традиционными верованиями.
По сути дела, шло целенаправленное формирование религиозного сознания народов региона; ислам насаждался настойчиво, неуклонно, последовательно.
При этом следует отметить неоднозначность процессов исламизации.
Безусловно, шла серьезная работа по формированию религиозного сознания народа, проводившаяся мусульманскими проповедниками.
Эта миссионерская, по сути, деятельность сопровождалась основательным силовым давлением.
Но активное внедрение ислама на Северном Кавказе носило и прямой политический характер, особенно явно проявившийся в XIX веке.
Геополитическое положение Кавказа сделало этот регион ареной для столкновений ряда стран.
Стремясь не допустить усиления позиций России в
данном регионе, а также получить контроль над восточными рынками сбыта, Англия и Франция активно стимулируют Турцию и Персию в их стремлении 71 71 См.: Документальная история многонационального государства России.
М, 1998.
Кн.
1.: Россия и Северный Кавказ в XVI XIX вв.
[стр. 75]

75 независимой и должна была служить «барьером между державами».
Первая война России против Турции началась при Екатерине II.
Для нашего предмета исследования необходимо заметить, что в это время в Кучук-Кайнарджикском договоре 1774 года впервые затрагивались религиозные вопросы и признавались конфессиональные особенности ситуации на Северном Кавказе.
Отмечалось противостояние России и Турции как христианского и мусульманского государств, их готовность обеспечить безопасность развития
соответствующих конфессий на своих территориях53.
В это время происходили сложные внутренние духовные процессы на территории Северного Кавказа исламизация и стремление преодолеть все языческие предрассудки.
Основной конфликт в этих событиях состоял в противоречии между исламом и доисламской традицией, причем конфликт этот пронизывал все сферы общественной жизни и занимал основное внимание общества этого периода.
Шел важный и тонкий процесс налаживания сосуществования между исламом в его суфийской интерпретации, который был представлен на Северном Кавказе, и традиционными верованиями.
По сути дела, шло целенаправленное формирование религиозного сознания народов региона; ислам насаждался настойчиво, неуклонно, последовательно.
При этом следует отметить неоднозначность процессов исламизации.
Безусловно, шла серьезная работа по формированию религиозного сознания народа, проводившаяся мусульманскими проповедниками.
Эта миссионерская, по сути, деятельность сопровождалась основательным силовым давлением.
Но активное внедрение ислама на Северном Кавказе носило и прямой политический характер, особенно явно проявившийся в XIX веке.
Геополитическое положение Кавказа сделало этот регион ареной для столкновений ряда стран.
Стремясь не допустить усиления позиций России в
53 См.: Документальная история многонационального государства России.
М, 1998.
Кн.
1.: Россия и Северный Кавказ в XVI XIX вв.


[стр.,76]

76 данном регионе, а также получить контроль над восточными рынками сбыта, Англия и Франция активно стимулируют Турцию и Персию в их стремлении усилить свое влияние, в том числе и через установление своего религиозного давления54.
Следует особенно подчеркнуть, что основная часть противоречий и борьбы наблюдалась именно в правовой сфере, чрезвычайно важной для менталитета кавказцев, регламентирующих в высокой степени и повседневную, частную, и общественную жизнь человека.
С 1785 г.
этот процесс возглавил Ушурма, известный под именем шейха Мансура.
Он вел себя очень жестко, истребляя не желавших исламизации целыми селениями.
Шейх Мансур боролся и против тех мусульман, которые открыто предпочитали следовать традиционным обычаям, сформулированным в адате, чем предписаниям шариата, более строгим и требовательным к духовному строю человека.
Особенно ревностно шейх Мансур боролся против использования в повседневной правовой практике адатской системы.
Он рассылал своих учеников в качестве проповедников правоверного образа жизни и для постепенного формирования мусульманского образа мысли в народе.
Повсюду распространялись воззвания Мансура, в которых догматические положения перемежались с угрозами в адрес непокорных55.
Именно процессы укрепления ислама на Северном Кавказе, осознание их важности и первостепенности подняло в регионе зеленое знамя священной войны газавата.
В 1824 году имам Гази-Магомед провозгласил газават.
Он требовал от населения «оставить адат и обратиться к шариату», 54 См.: Гаммер М.
Мусульманское сопротивление царизму.
Завоевание Чечни и Дагестана.
-М., 1998.
55 К изучению идеологии в Чечне конца XVIII в.
(Воззвания имама Мансура).
Публикация документов.
Научная мысль Кавказа: Научный и общественно-теоретический журнал.
М, 1999, № 1.
С.
58-63

[Back]