63 Необходимо сделать еще одно важное уточнение. Газават входит в более широкое понятие джихада. Джихад означает «усилие, усердие» в борьбе за чистоту веры и за то, чтобы стать достойным веры. Возможны различные виды джихада: «джихад сердца», то есть внутренняя работа над исправлением собственных недостатков; «джихад языка» морально-этическая ступень совершенствования, означающая внутреннее разрешение одобряемого и запрещение порицаемого; «джихад руки» правовое понятие, означающее наказание преступников и правонарушителей, а также «джихад меча», т.е. газават. Значит, в джихаде речь идет, в первую очередь, о процессах самоочищения, самосовершенствования, и лишь затем о внешних врагах. Таким образом, усилия исламских миссионеров-завоевателей все время были направлены на создание соответствующего религиозно-психологического пространства для вживления ислама в его догматической полноте. Однако надо признать, что в процессах XVIII века, когда наиболее активно закладывались правовые представления народов Северного Кавказа, особое внимание уделялось как раз последней форме джихада. Все остальные проблемы самосовершенствования и поиска путей к Богу преодолевались в узких кругах образованных имамов. Но такие задачи ставились и решались, и это является очень важным обстоятельством в процессах этнической самоидентификации этого периода. Известный исламовед М. Гаммер пишет о теоретическом, «символическом» характере, который носил джихад: «на практике священной войне отводилось второстепенное место... на первое Мухаммад аль-Яраги и его 76 последователи ставили утверждение шариата, искоренение адатов» . Огромную роль в этих исторических и духовных процессах, сформировавших самосознание народов Северного Кавказа, сыграл имам Шамиль, выступивший на историческую арену в 1834 1859 годах. Для 76 76 Гаммер М. Шамиль. Мусульманское сопротивление царизму. Завоевание Чечни и Дагестана. М., 1998. С. 73. |
78 структурах империи, занятие различного рода высоких чинов и постов. Элемент межконфессиональных -между христианством и исламом противоречий внесен гораздо позднее, собственно, в конце XX в., поддерживается искусственно и носит исключительно политический характер. Необходимо сделать еще одно важное уточнение. Газават входит в более широкое понятие джихада. Джихад означает «усилие, усердие» в борьбе за чистоту веры и за то, чтобы стать достойным веры. Возможны различные виды джихада: «джихад сердца», то есть внутренняя работа над исправлением собственных недостатков; «джихад языка» моральноэтическая ступень совершенствования, означающая внутреннее разрешение одобряемого и запрещение порицаемого; «джихад руки» правовое понятие, означающее наказание преступников и правонарушителей, а также «джихад меча», т.е. газават. Значит, в джихаде речь идет, в первую очередь, о процессах самоочищения, самосовершенствования, и лишь затем о внешних врагах. Таким образом, усилия исламских миссионеров-завоевателей все время были направлены на создание соответствующего религиознопсихологического пространства для вживления ислама в его догматической полноте. Однако надо признать, что в процессах XVIII века, когда наиболее активно закладывались правовые представления народов Северного Кавказа, особое внимание уделялось как раз последней форме джихада. Все остальные проблемы самосовершенствования и поиска путей к Богу преодолевались в узких кругах образованных имамов. Но такие задачи ставились и решались, и это является очень важным обстоятельством в процессах этнической самоидентификации этого периода. Известный исламовед М. Гаммер пишет о теоретическом, «символическом» характере, который носил джихад: «на практике священной войне отводилось второстепенное место... на первое Мухаммад 79 аль-Яраги и его последователи ставили утверждение шариата, искоренение адатов»58. Огромную роль в этих исторических и духовных процессах, сформировавших самосознание народов Северного Кавказа, сыграл имам Шамиль, выступивший на историческую арену в 1834 1859 годах. Для Шамиля, в первую очередь, был характерен религиозный ригоризм он очень жестко устанавливал приоритет шариата над адатами, подавляя всякое сопротивление, что, в конце концов, привело к окончательному уничтожению аварских ханов и временному установлению теократического государства имамата. Таким образом, в процессах исламизации, активно проводившихся в первой половине XVIII века, преобладающее значение придавалось правовым вопросам именно в силу особой важности регламентации, ритуальности жизни народов Северного Кавказа. Имамы понимали, что многое в ориентированности общества будет зависеть от его внутренней структуры. По какому типу ритуальной обрядовости будет организована повседневность народа такой вектор духовной направленности и будет превалировать. Между тем в XVIII веке Российская империя взяла курс на установление господства на Северном Кавказе. Это было продиктовано политической обстановкой, обострением отношений с Турцией, присоединением в 1800 году Грузии к России. Началось постепенное российское продвижение на Северный Кавказ, которое было воспринято кавказскими народами как покушение на их этническую и религиозную самобытность. Имперской властью, в связи с необходимостью борьбы с набегами и разбоем, бывшими в те времена обычной практикой, а особенно в связи с 38 Гам мер М. Шамиль. Мусульманское сопротивление царизму. Завоевание Чечни и Дагестана. Мм 1998. С. 73. |