Проверяемый текст
Манкиева Хадишт Мухтаровна. Генезис правовой культуры народов Северного Кавказа (Диссертация 2006)
[стр. 67]

изгнании78.
Сложный узел взаимосвязей этнических, религиозных и государственных противоречий хорошо просматривается также в анализе позиции высокого духовного авторитета на Северном Кавказе, теперь редко упоминаемого, шейха Ахмеда Кунта Хаджи (Кишиева).
Особенно интересны его взаимоотношения с Шамилем.
Шейх Ахмед Кунта-Хаджи полагал, что противодействие России бесплодно и не приводит ни к каким внутренне значимым результатам, что важно только правильное исповедание ислама, установление шариата как единственно авторитетной и ценностной формы правления.
И только эта цель заслуживает приложения сил и жертв.
В отношениях с Россией нужно не победить, не выиграть отдельные сражения, а найти способ сохранения исламских ценностей.
Тем более, что перед мусульманами в то время стояли серьезные задачи миссионерского толка.
В сущности, общество еще надо было по-настоящему привести к
исламу79.
Шамиль не соглашался с такой позицией.
Он полагал, что сокращение фронта борьбы отрицательно скажется на боевом духе моджахедов, что они
потеряют стимул к сражению и не смогут бороться за идеи ислама.
Эта дискуссия, острая, порой личностная, осложненная еще и расхождениями в теоретических подходах к отдельным моментам ритуальной практики, свидетельствует о важной для нас субординации целей.
Главным является борьба за идеи ислама, за установление подлинного, не оскверненного соглашательством с языческими предрассудками вероисповедания.
А уже вторичная, хотя и рядом стоящая задача, сопротивление завоевательной политике Империи.
Эта субординация является принципиальной позицией, ибо на тонких иерархических гранях ценностных смыслов строилась затем ставшая устойчивой система правового отношения к действительности.
Она
78 См.: Шамиль в Калуге.
Грозный, 1931.
79 См.: Акаев В.Х.
Шейх Кунта-Хаджи: жизнь и учение.
Грозный, 1994.

67
[стр. 82]

82 русского офицерства, к Шамилю.
За ним признавали высокую одаренность не только военного, но и личностного характера, уважали за мужество.
Но сражался он не только против России, а в принципе против всякого, отличного от исламского мировоззрения, резко оценивал светские формы жизни.
В воспоминаниях офицеров есть любопытная подробность.
Все, приезжавшие в период ссылки Шамиля в Калугу, должны были наносить имаму официальный визит, что подчеркивало его статус.
Он жил в окружении и богатства, и почета, появлялся в обществе, только никак не мог привыкнуть к чрезмерно, в его понимании, смелым бальным нарядам дам.
К Шамилю относились не как к врагу империи, а как к вельможе высокого ранга в изгнании60.
Сложный узел взаимосвязей этнических, религиозных и государственных противоречий хорошо просматривается также в анализе позиции высокого духовного авторитета на Северном Кавказе, теперь редко упоминаемого, шейха Ахмеда Кунта Хаджи (Кишиева).
Особенно интересны его взаимоотношения с Шамилем.
Шейх Ахмед Кунта-Хаджи полагал, что противодействие России бесплодно и не приводит ни к каким внутренне значимым результатам, что важно только правильное исповедание ислама, установление шариата как единственно авторитетной и ценностной формы правления.
И только эта цель заслуживает приложения сил и жертв.
В отношениях с Россией нужно не победить, не выиграть отдельные сражения, а найти способ сохранения исламских ценностей.
Тем более, что перед мусульманами в то время стояли серьезные задачи миссионерского толка.
В сущности, общество еще надо было по-настоящему привести к
исламу61.
Шамиль не соглашался с такой позицией.
Он полагал, что сокращение фронта борьбы отрицательно скажется на боевом духе моджахедов, что они
60 См.: Шамиль в Калуге.
Грозный, 1931.
61 См.: Акаев В.Х.
Шейх Кунта-Хаджи: жизнь и учение.
Грозный, 1994.


[стр.,83]

83 потеряют стимул к сражению и не смогут бороться за идеи ислама.
Эта дискуссия, острая, порой личностная, осложненная еще и расхождениями в теоретических подходах к отдельным моментам ритуальной практики, свидетельствует о важной для нас субординации целей.
Главным является борьба за идеи ислама, за установление подлинного, не оскверненного соглашательством с языческими предрассудками вероисповедания.
А уже вторичная, хотя и рядом стоящая задача, сопротивление завоевательной политике Империи.
Эта субординация является принципиальной позицией, ибо на тонких иерархических гранях ценностных смыслов строилась затем ставшая устойчивой система правового отношения к действительности.
Она
базировалась как бы на негласной, но признаваемой всеми членами общества классификации правовых сфер на внутреннюю, ценностно-авторитетную, и внешнюю, административно-регламентационную.
Показательно и то, что внутри северокавказского общества были силы, которые нащупывали пути существования в новой привносимой системе, при обязательном условии сохранения этнической и религиозной данности.
Это логичная, прозрачная система, которая подлежит юридическому осмыслению и, следовательно, контролю.
И, конечно, для чиновников соответствующих ведомств предпочтительно было иметь дело именно с шариатской правовой системой.
Российская администрация не только индифферентно разрешала, но и активно поощряла распространение шариата.
Современные исламоведы пишут: «Неожиданным на первый взгляд сторонником внедрения шариатского законодательства оказалась российская администрация.
Это объясняется тем, что шариат в большей степени, чем горское право, был конгруэнтен общероссийской законодательной системе, а российские чиновники могли контролировать его реальное исполнение»62.
Таким образом, российская администрация «проводила политику насаждения 62Малашенко А.В.
Исламские ориентиры Северного Кавказа.
М., 2001.
С.
29.

[Back]