68 базировалась как бы на негласной, но признаваемой всеми членами общества классификации правовых сфер на внутреннюю, ценностно-авторитетную, и внешнюю, административно-регламентационную. Показательно и то, что внутри северокавказского общества были силы, которые нащупывали пути существования в новой привносимой системе, при обязательном условии сохранения этнической и религиозной данности. Это логичная, прозрачная система, которая подлежит юридическому осмыслению и, следовательно, контролю. И, конечно, для чиновников соответствующих ведомств предпочтительно было иметь дело именно с шариатской правовой системой. Российская администрация не только индифферентно разрешала, но и активно поощряла распространение шариата. Современные исламоведы пишут: «Неожиданным на первый взгляд сторонником внедрения шариатского законодательства оказалась российская администрация. Это объясняется тем, что шариат в большей степени, чем горское право, был конгруэнтен общероссийской законодательной системе, а « 80 российские чиновники могли контролировать его реальное исполнение» . Таким образом, российская администрация «проводила политику насаждения 81 правовых норм шариата» . В конце 60-х годов XIX века завершилось завоевание Кавказа, и с тех пор была установлена система, позволявшая сугубо внутренним процессам развиваться по своим законам, при условии соблюдения общегосударственных правовых установлений. Новые условия существования различных правовых систем возникли в Советском Союзе, конфессиональная и вообще религиозная политика в котором была направлена на искоренение религиозного сознания. Отношение большинства мусульман к революционному движению, а затем к победившему большевизму было противоречивым. Изначально видение * 81 *°Малашенко А.В. Исламские ориентиры Северного Кавказа. М., 2001. С. 29. 81 Бабич ИЛ. Эволюция правовой культуры адыгов. М., 1999. С. 47. |
83 потеряют стимул к сражению и не смогут бороться за идеи ислама. Эта дискуссия, острая, порой личностная, осложненная еще и расхождениями в теоретических подходах к отдельным моментам ритуальной практики, свидетельствует о важной для нас субординации целей. Главным является борьба за идеи ислама, за установление подлинного, не оскверненного соглашательством с языческими предрассудками вероисповедания. А уже вторичная, хотя и рядом стоящая задача, сопротивление завоевательной политике Империи. Эта субординация является принципиальной позицией, ибо на тонких иерархических гранях ценностных смыслов строилась затем ставшая устойчивой система правового отношения к действительности. Она базировалась как бы на негласной, но признаваемой всеми членами общества классификации правовых сфер на внутреннюю, ценностно-авторитетную, и внешнюю, административно-регламентационную. Показательно и то, что внутри северокавказского общества были силы, которые нащупывали пути существования в новой привносимой системе, при обязательном условии сохранения этнической и религиозной данности. Это логичная, прозрачная система, которая подлежит юридическому осмыслению и, следовательно, контролю. И, конечно, для чиновников соответствующих ведомств предпочтительно было иметь дело именно с шариатской правовой системой. Российская администрация не только индифферентно разрешала, но и активно поощряла распространение шариата. Современные исламоведы пишут: «Неожиданным на первый взгляд сторонником внедрения шариатского законодательства оказалась российская администрация. Это объясняется тем, что шариат в большей степени, чем горское право, был конгруэнтен общероссийской законодательной системе, а российские чиновники могли контролировать его реальное исполнение»62. Таким образом, российская администрация «проводила политику насаждения 62Малашенко А.В. Исламские ориентиры Северного Кавказа. М., 2001. С. 29. 84 правовых норм шариата»63. В конце 60-х годов XIX века завершилось завоевание Кавказа, и с тех пор была установлена система, позволявшая сугубо внутренним процессам развиваться по своим законам, при условии соблюдения общегосударственных правовых установлений. Новые условия существования различных правовых систем возникли в Советском Союзе, конфессиональная и вообще религиозная политика в котором была направлена на искоренение религиозного сознания. Отношение большинства мусульман к революционному движению, а затем к победившему большевизму было противоречивым. Изначально видение новой власти было положительным в агитационной практике большевиков зачастую звучали обещания расширения прав и свобод. Здесь можно вспомнить обращение В.И. Ленина от 20 ноября 1917 года «Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока», в котором поощрялось развитие самобытных традиций и представлений. В этот период не предпринималось особенного религиозного давления на ислам, более того новая власть делала примерные попытки установить контакты с традиционными лидерами регионов. Шел поиск компромисса с исламом как с мировоззренческой и социокультурной системой. Эти процессы примирительного характера в результате возымели действие, и многие области Кавказа высказывались в поддержку новой власти, как, например, в 1918 году Народный совет Терской области. Показательно отношение власти и к шариатской форме права, распространенной в это время на всей территории Северного Кавказа. На Чрезвычайном съезде народов Дагестана И.В. Сталин, в то время Народный комиссар по делам национальностей, говорил о своеобразии общественного устроения региона, о значении шариата для местной правовой системы. Он говорил, что Советское правительство считает шариат таким же 65 65 Бабич И Л. Эволюция правовой культуры адыгов. М., 1999. С. 47. |