69 новой власти было положительным в агитационной практике большевиков зачастую звучали обещания расширения прав и свобод. Здесь можно вспомнить обращение В.И. Ленина от 20 ноября 1917 года «Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока», в котором поощрялось развитие самобытных традиций и представлений. В этот период не предпринималось особенного религиозного давления на ислам, более того новая власть делала примерные попытки установить контакты с традиционными лидерами регионов. Шел поиск компромисса с исламом как с мировоззренческой и социокультурной системой. Эти процессы примирительного характера в результате возымели действие, и многие области Кавказа высказывались в поддержку новой власти, как, например, в 1918 году Народный совет Терской области. Показательно отношение власти и к шариатской форме права, распространенной в это время на всей территории Северного Кавказа. На Чрезвычайном съезде народов Дагестана И.В. Сталин, в то время Народный комиссар по делам национальностей, говорил о своеобразии общественного устроения региона, о значении шариата для местной правовой системы. Он говорил, что Советское правительство считает шариат таким же правомочным, обычным правом, «какое имеет место и у других народов, населяющих Россию»82. На протяжении 20-х годов в некоторых районах действовали шариатские суды. Возникало ощущение религиозной свободы и привычного для региона сосуществования двойного уровня правовых сфер. «На Тереке, Кубани и Дагестане шариатские суды существовали еще до провозглашения Горской и Дагестанской АССР. После установления советской власти в этих автономиях местные органы кое-где признали их незаконными и повели с ними борьбу. Эта борьба, очевидно, не могла быть эффективной, ибо, несмотря на нее, данные суды продолжали действовать. В этой обстановке, 12 Сталин И.В. Сочинения. М., 1947. Т.4. С.395. |
84 правовых норм шариата»63. В конце 60-х годов XIX века завершилось завоевание Кавказа, и с тех пор была установлена система, позволявшая сугубо внутренним процессам развиваться по своим законам, при условии соблюдения общегосударственных правовых установлений. Новые условия существования различных правовых систем возникли в Советском Союзе, конфессиональная и вообще религиозная политика в котором была направлена на искоренение религиозного сознания. Отношение большинства мусульман к революционному движению, а затем к победившему большевизму было противоречивым. Изначально видение новой власти было положительным в агитационной практике большевиков зачастую звучали обещания расширения прав и свобод. Здесь можно вспомнить обращение В.И. Ленина от 20 ноября 1917 года «Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока», в котором поощрялось развитие самобытных традиций и представлений. В этот период не предпринималось особенного религиозного давления на ислам, более того новая власть делала примерные попытки установить контакты с традиционными лидерами регионов. Шел поиск компромисса с исламом как с мировоззренческой и социокультурной системой. Эти процессы примирительного характера в результате возымели действие, и многие области Кавказа высказывались в поддержку новой власти, как, например, в 1918 году Народный совет Терской области. Показательно отношение власти и к шариатской форме права, распространенной в это время на всей территории Северного Кавказа. На Чрезвычайном съезде народов Дагестана И.В. Сталин, в то время Народный комиссар по делам национальностей, говорил о своеобразии общественного устроения региона, о значении шариата для местной правовой системы. Он говорил, что Советское правительство считает шариат таким же 65 65 Бабич И Л. Эволюция правовой культуры адыгов. М., 1999. С. 47. 85 правомочным, обычным правом, «какое имеет место и у других народов, населяющих Россию»64. На протяжении 20-х годов в некоторых районах действовали шариатские суды. Возникало ощущение религиозной свободы и привычного для региона сосуществования двойного уровня правовых сфер. «На Тереке, Кубани и Дагестане шариатские суды существовали еще до провозглашения Горской и Дагестанской АССР. После установления советской власти в этих автономиях местные органы кое-где признали их незаконными и повели с ними борьбу. Эта борьба, очевидно, не могла быть эффективной, ибо, несмотря на нее, данные суды продолжали действовать. В этой обстановке, очевидно, следовало бы учесть, что население находилось под влиянием духовенства (...). В тех республиках, где адатские и шариатские суды были признаны, советские органы сумели направить их деятельность в нужное и полезное русло»65. Ситуация резко переломилась в конце 20-х начале 30-х годов XX века, когда началась особенно усиленная борьба с религией. Закрывались мечети, медресе, прошли широкие аресты имамов, проводилась политика подавления, которая ослабела с началом Второй мировой войны. В это время официальная идеология стремилась к созданию героического образа горцев, отдававших жизнь в антиколониальной борьбе с царизмом. О религиозных мотивах исторических событий практически не упоминалось* 65 66. В это время начались репрессии, жертвами которых становились, как правило, люди, активно исповедовавшие ислам, так что суммарный результат конфессионального разгрома был большим. При этом следует отметить, что в период войны объективно гонения на ислам оказались гораздо более м Сталин И.В. Сочинения. М, 1947. Т.4. С.395. 65 Мисроков З.Х. Адатские и шариатские суды в автономиях Северного Кавказа. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М., 1979. С.6. 66 Пример такого подхода см.: Бушуев С.К. Борьба горцев за независимость под руководством Шамиля. М.-Л., 1939. |