Проверяемый текст
Манкиева Хадишт Мухтаровна. Генезис правовой культуры народов Северного Кавказа (Диссертация 2006)
[стр. 70]

70 очевидно, следовало бы учесть, что население находилось под влиянием духовенства (...).
В тех республиках, где
адатскис и шариатские суды были признаны, советские органы сумели направить их деятельность в нужное и 83 полезное русло» .
Ситуация резко переломилась в конце 20-х начале 30-х годов XX века, когда началась особенно усиленная борьба с религией.
Закрывались мечети, медресе, прошли широкие аресты имамов, проводилась политика подавления, которая ослабела с началом Второй мировой войны.
В это время официальная идеология стремилась к созданию героического образа горцев, отдававших жизнь в антиколониальной борьбе с царизмом.
О религиозных мотивах исторических событий практически не упоминалось83
84.
В это время начались репрессии, жертвами которых становились, как правило, люди, активно исповедовавшие ислам, так что суммарный результат конфессионального разгрома был большим.
При этом следует отметить, что в период войны объективно гонения на ислам оказались гораздо более
сильными, чем на другие вероисповедания, так как они были умножены на репрессии этнического порядка, в то время как на другие конфессии давление ослабело.
Все, связанное с национально-освободительной борьбой народов Северного Кавказа, объявлялось реакционным.
В середине 40 50-х годов для ислама наступила «религиозная оттепель», преследования и давления уменьшились.
В 60 70-е годы ситуация вновь ужесточилась, появлялись партийные постановления по борьбе с религиозными предрассудками на Кавказе.
Но это были уже не столь опустошительные кампании, вызывавшие, скорее, внутренний, эмоциональный протест и создавшие почву для вызревания оппозиционных настроений, которые предельно драматично проявились в конце 90-х годов.

83 Мисроков З.Х.
Адатские и шариатские суды в автономиях Северного Кавказа.
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук.
М., 1979.

С6.

84 Пример такого подхода см.: Бушуев С,К.
Борьба горцев за независимость под руководством Шамиля.
М.-Л., 1939
[стр. 85]

85 правомочным, обычным правом, «какое имеет место и у других народов, населяющих Россию»64.
На протяжении 20-х годов в некоторых районах действовали шариатские суды.
Возникало ощущение религиозной свободы и привычного для региона сосуществования двойного уровня правовых сфер.
«На Тереке, Кубани и Дагестане шариатские суды существовали еще до провозглашения Горской и Дагестанской АССР.
После установления советской власти в этих автономиях местные органы кое-где признали их незаконными и повели с ними борьбу.
Эта борьба, очевидно, не могла быть эффективной, ибо, несмотря на нее, данные суды продолжали действовать.
В этой обстановке, очевидно, следовало бы учесть, что население находилось под влиянием духовенства (...).
В тех республиках, где
адатские и шариатские суды были признаны, советские органы сумели направить их деятельность в нужное и полезное русло»65.
Ситуация резко переломилась в конце 20-х начале 30-х годов XX века, когда началась особенно усиленная борьба с религией.
Закрывались мечети, медресе, прошли широкие аресты имамов, проводилась политика подавления, которая ослабела с началом Второй мировой войны.
В это время официальная идеология стремилась к созданию героического образа горцев, отдававших жизнь в антиколониальной борьбе с царизмом.
О религиозных мотивах исторических событий практически не упоминалось*
65 66.
В это время начались репрессии, жертвами которых становились, как правило, люди, активно исповедовавшие ислам, так что суммарный результат конфессионального разгрома был большим.
При этом следует отметить, что в период войны объективно гонения на ислам оказались гораздо более
м Сталин И.В.
Сочинения.
М, 1947.
Т.4.
С.395.
65 Мисроков З.Х.
Адатские и шариатские суды в автономиях Северного Кавказа.
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук.
М., 1979.
С.6.

66 Пример такого подхода см.: Бушуев С.К.
Борьба горцев за независимость под руководством Шамиля.
М.-Л., 1939.



[стр.,86]

86 сильными, чем на другие вероисповедания, так как они были умножены на репрессии этнического порядка, в то время как на другие конфессии давление ослабело.
Все, связанное с национально-освободительной борьбой народов Северного Кавказа, объявлялось реакционным.
В середине 40 50-х годов для ислама наступила «религиозная оттепель», преследования и давления уменьшились.
В 60 70-е годы ситуация вновь ужесточилась, появлялись партийные постановления по борьбе с религиозными предрассудками на Кавказе.
Но это были уже не столь опустошительные кампании, вызывавшие, скорее, внутренний, эмоциональный протест и создавшие почву для вызревания оппозиционных настроений, которые предельно драматично проявились в конце 90-х годов.

80-е годы давали свободу исповедания ислама, во всяком случае, власти проявляли индифферентность.
Собственно, уже после войны, когда начал постепенно ослабевать идеологический гнет, стало возможным негласно, не афишируя этого, возвращаться к прежним, привычным формам общественного устройства.
Действовала адатно-шариатская система правовой организации общества.
«В жизни каждого северокавказского народа ислам корректируется в соответствии с местными традициями и обычаями (адатом)...
Народные обычаи регламентируют поведение человека в обществе и семье в не меньшей степени, чем нормы ислама.
Фольклор, имеющий языческое происхождение, играет важную роль в духовной жизни горца»67.
Это явление двухсоставности религиозного сознания горских народов было настолько ярким и очевидным, что возникло стремление аналитиков дать ему определение.
Неоднократно говорилось о «народном исламе», в котором происходит якобы естественная коррекция догматических 67 Филатов СБ., Лукин Р.О.
Северный Кавказ: горские народы в поисках религиозной идентичности //Религия и общество.
Очерки религиозной жизни современной России.
М.-СПб., 2002.
С.
16!.


[стр.,176]

I 176 136.
Миллер К.
Из области обычного права карачаевцев // Этнографическое обозрение.
1902.
№1-2.
137.
Мисроков З.Х.
Адатские и шариатские суды в автономиях Северного Кавказа.
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук.
М., 1979.

138.
Митрохин Л.Н.
Философия религии.
М., 1993.
139.
Момджян К.Х.
Введение в социальную философию.
М.: Высш.
шк., КД «Университет», 1997.
140.
Морошкин Ф.
Об уложении и последующем его развитии.
М., 1839.
141.
Мужухоев М.Б.
Ингуши: страницы истории, вопросы материальной и духовной культуры.
Саратов, 1995.
142.
Муллаев ММ.
Происхождение и реакционная сущность шариата.
-Душанбе, 1967.
143.
Мусукаев А.И.
Об обычаях и законах горцев.
Нальчик, 1985.
144.
Народы и религии мира.
Энциклопедия.
М.
1999.
145.
Невская В.П.
Социально-экономическое развитие Карачая (дореформенный период).
Черкесск, 1960.
146.
Невская В.П.
Карачай в пореформенный период.
Ставрополь, 1964.
147.
Независимая газета.
Приложение «НГ-религии».
1999.
24 февр.
№4.
С.10 148.
Нерсесянц В.С.
Философия права.
М: ИНФРА.-1997.
149.
Норт Д.
Институты, институциональные изменения и функционирование экономики.
М., 1997.
150.
Общая теория права и государства / Под ред.
В.В.Лазарева.
М: Юристь, 2000.
151.
Овсянникова Т.А.
Национальное и этническое в культуре адыгского народа: Научное издание.
Майкоп: изд во МГТУ, 2004.
152.
Олейник А.Н.
«Жизнь по понятиям»: институциональный анализ

[Back]