Проверяемый текст
Манкиева Хадишт Мухтаровна. Генезис правовой культуры народов Северного Кавказа (Диссертация 2006)
[стр. 71]

71 80-е годы давали свободу исповедания ислама, во всяком случае, власти проявляли индифферентность.
Собственно, уже после войны, когда начал постепенно ослабевать идеологический гнет, стало возможным негласно, не афишируя этого, возвращаться к прежним, привычным формам общественного устройства.
Действовала адатно-шариатская система правовой организации общества.
«В жизни каждого северокавказского народа ислам корректируется в соответствии с местными традициями и обычаями (адатом)...
Народные обычаи регламентируют поведение человека в обществе и семье в не меньшей степени, чем нормы ислама.
Фольклор, имеющий языческое происхождение, играет
и важную роль в духовной жизни горца» .
Это явление двухсоставности религиозного сознания горских народов было настолько ярким и очевидным, что возникло стремление аналитиков дать ему определение.
Неоднократно говорилось о «народном исламе», в котором происходит якобы естественная коррекция догматических
установок, применительно к традициям региона.
Следует отметить, что это явление оправдывает появление ваххабизма как стремления очистить ислам от
искажений85 86.
Можно сказать, что были две формы существования ислама: официальный, который функционировал через духовенство, связанное с властью через Духовные управления мусульман различных регионов страны, и неофициальный, существовавший в виде обособленных нелегальных религиозных
групп87.
85 Филатов СБ., Лукин Р.О.
Северный Кавказ: горские народы в поисках религиозной идентичности //Религия и общество.
Очерки религиозной жизни современной России.
М.-СПб., 2002.

С.

161.
86 Акаев В.Х.
Проблемы исламского рсвивализма на Северном Кавказе накануне и после распада СССР /Лу\у\у.сЬссЬпуа.§оу.ги.
87 Варианты периодизации см.: Саидбаев Т.С.
Ислам и общество.
М, 1978; Керимов Г.М.
Шариат и его социальная сущность.
М., 1978; Малашенко А.В.
Исламское возрождение в современной России.
М., 1998.
[стр. 86]

86 сильными, чем на другие вероисповедания, так как они были умножены на репрессии этнического порядка, в то время как на другие конфессии давление ослабело.
Все, связанное с национально-освободительной борьбой народов Северного Кавказа, объявлялось реакционным.
В середине 40 50-х годов для ислама наступила «религиозная оттепель», преследования и давления уменьшились.
В 60 70-е годы ситуация вновь ужесточилась, появлялись партийные постановления по борьбе с религиозными предрассудками на Кавказе.
Но это были уже не столь опустошительные кампании, вызывавшие, скорее, внутренний, эмоциональный протест и создавшие почву для вызревания оппозиционных настроений, которые предельно драматично проявились в конце 90-х годов.
80-е годы давали свободу исповедания ислама, во всяком случае, власти проявляли индифферентность.
Собственно, уже после войны, когда начал постепенно ослабевать идеологический гнет, стало возможным негласно, не афишируя этого, возвращаться к прежним, привычным формам общественного устройства.
Действовала адатно-шариатская система правовой организации общества.
«В жизни каждого северокавказского народа ислам корректируется в соответствии с местными традициями и обычаями (адатом)...
Народные обычаи регламентируют поведение человека в обществе и семье в не меньшей степени, чем нормы ислама.
Фольклор, имеющий языческое происхождение, играет важную роль в духовной жизни горца»67.
Это явление двухсоставности религиозного сознания горских народов было настолько ярким и очевидным, что возникло стремление аналитиков дать ему определение.
Неоднократно говорилось о «народном исламе», в котором происходит якобы естественная коррекция догматических
67 Филатов СБ., Лукин Р.О.
Северный Кавказ: горские народы в поисках религиозной идентичности //Религия и общество.
Очерки религиозной жизни современной России.
М.-СПб., 2002.
С.

16!.


[стр.,87]

87 установок, применительно к традициям региона.
Следует отметить, что это явление оправдывает появление ваххабизма как стремления очистить ислам от
искажений68.
Можно сказать, что были две формы существования ислама: официальный, который функционировал через духовенство, связанное с властью через Духовные управления мусульман различных регионов страны, и неофициальный, существовавший в виде обособленных нелегальных религиозных
групп69.
Но такое полуподпольное угнетенное состояние ислама наносило огромный вред его внутренним структурам в регионе, понижало качество подготовки богословов, ограничивало возможности духовного влияния на народ.
За последние годы на Северном Кавказе не создано новых фундаментальных трудов по богословию, понизился уровень проповеднической деятельности.
Речь в данном случае идет не о ратовании за развитие и процветание догматического богословия региона.
Но религиоведческий аспект рассматриваемой нами проблемы делает необходимым указание на то, что любое отступление от догматики порождает сектантство с непредсказуемым развитием социальных реакций.
Ослабление образовательного качества богословов и священнослужителей привело к тому, что в регионе появилась убежденность в существовании особого, «местного», «кавказского» типа ислама, со своей неповторимой спецификой.
Для развития нашей темы это представляется очень важным обстоятельством, так как уже было отмечено, что правовая культура северокавказского общества традиционно и неизменно питается из источника ислама.
И совсем не безразлично, будет ли это чистый 61 Акаев В.Х.
Проблемы исламскою ревивализма на Северном Кавказе накануне и после распада СССР /Ау\т.сЬес1туа $»оу.ги.
69 Варианты периодизации см.: Саидбаев Т.С.
Ислам и общество.
М, 1978; Керимов Г.М.
Шариат и его социальная сущность.
М., 1978; Малашенко А.В.
Исламское возрождение в современной России.
М, 1998.


[стр.,179]

179 184.
Сюкияйнен Л.Р.
Шариат и мусульманско-правовая культура.
М., 1997.
185.
Сюкияйнен Л.Р.
Мусульманско-правовая культура и ее актуальность для России // История ислама в России.
М., 2000.
С.82; 186.
Сюкияйнен Л.Р.
Найдется ли шариату место в российской правовой системе / Ислам на постсоветском пространстве.
М., 2001.
Сюкияйнен Л.Р.
Мусульманское право: вопросы теории и практики.
М., 1986.
187.
Тагиров-Шайдаева Г.М.
Исламская мораль: иллюзии и реальность.
Махачкала.
1990.
188.
Тавадов Г.Т.
Этнология.
М., 2002.
С.
70.
189.
Теоретическая и прикладная социальная психология /Отв.
ред.
А.К Уледов.М.: Изд-во «Мысль», 1988.
190.
Теория государства и права / Под ред.
Н.И.
Матузова и А.В.
Малько.
2-е изд., перераб.
И доп.
М.: Юрист, 2000.
191.
Теория государства и права /Под ред.
В.М.
Корельского и В.Д.
Перевалова.
М.
Издательство НОРМА, 2000.
192.
Трансформация экономических институтов в постсоветской России / Под ред.
Р.М.
Нуреева.
М..
2000.
193.
Усманов М.Н.
К вопросу об общественном строе вайнахов (Письмо 1657года царю Алексею Михайловичу) // Советская этнография.
1978.
№6.
194.
Фадеев А.В.
Россия и Кавказ второй трети XIX в.
М., 1960.
195.
Филатов СБ., Лукин Р.О.
Северный Кавказ: горские народы в поисках религиозной идентичности //Религия и общество.
Очерки религиозной жизни современной России.
М.-СПб., 2002.

196.
Филиппова М.И.
Общественные функции ислама в современном американском исламоведении.
М., 1989.
197.
Харитонов А.Н.
Государственный контроль над преступностью //Автореф.
дис.
докт.
юрид.
наук.
Нижний Новгород 1997.

[Back]