Проверяемый текст
Манкиева Хадишт Мухтаровна. Генезис правовой культуры народов Северного Кавказа (Диссертация 2006)
[стр. 72]

72 Но такое полуподпольное угнетенное состояние ислама наносило огромный вред его внутренним структурам в регионе, понижало качество подготовки богословов, ограничивало возможности духовного влияния на народ.
За последние годы на Северном Кавказе не создано новых фундаментальных трудов по богословию, понизился уровень проповеднической деятельности.
Речь в данном случае идет не о ратовании за развитие и процветание догматического богословия региона.
Но религиоведческий аспект рассматриваемой нами проблемы делает необходимым указание на то, что любое отступление от догматики порождает сектантство с непредсказуемым развитием социальных реакций.
Ослабление образовательного качества богословов и священнослужителей привело к тому, что в регионе появилась убежденность в существовании особого, «местного», «кавказского» типа ислама, со своей неповторимой спецификой.
Для развития нашей темы это представляется очень важным обстоятельством, так как уже было отмечено, что правовая культура северокавказского общества традиционно и неизменно питается из источника ислама.
И совсем не безразлично, будет ли это чистый
или замутненный источник.
2.2.
Современное состояние традиционных моделей правовой культуры
Следует отметить, что традиционным для большинства мусульман России, в том числе и Северного Кавказа, является суннизм.
Это классическое, умеренное, согласующееся в экуменическом плане с другими конфессиями течение ислама.
Суннизм на Северном Кавказе приспосабливается к кавказским традициям, он, как и исповедующие его общества, не знает расколов и агрессивных устремлений.
Одной и причин появления на Северном Кавказе салафизма (ваххабизма) и его восприятия небольшой, но частью мусульманского общества, стала боязнь растерять национальные традиции, затвердевание, утрата гибкости традиционного ислама.
[стр. 87]

87 установок, применительно к традициям региона.
Следует отметить, что это явление оправдывает появление ваххабизма как стремления очистить ислам от искажений68.
Можно сказать, что были две формы существования ислама: официальный, который функционировал через духовенство, связанное с властью через Духовные управления мусульман различных регионов страны, и неофициальный, существовавший в виде обособленных нелегальных религиозных групп69.
Но такое полуподпольное угнетенное состояние ислама наносило огромный вред его внутренним структурам в регионе, понижало качество подготовки богословов, ограничивало возможности духовного влияния на народ.
За последние годы на Северном Кавказе не создано новых фундаментальных трудов по богословию, понизился уровень проповеднической деятельности.
Речь в данном случае идет не о ратовании за развитие и процветание догматического богословия региона.
Но религиоведческий аспект рассматриваемой нами проблемы делает необходимым указание на то, что любое отступление от догматики порождает сектантство с непредсказуемым развитием социальных реакций.
Ослабление образовательного качества богословов и священнослужителей привело к тому, что в регионе появилась убежденность в существовании особого, «местного», «кавказского» типа ислама, со своей неповторимой спецификой.
Для развития нашей темы это представляется очень важным обстоятельством, так как уже было отмечено, что правовая культура северокавказского общества традиционно и неизменно питается из источника ислама.
И совсем не безразлично, будет ли это чистый
61 Акаев В.Х.
Проблемы исламскою ревивализма на Северном Кавказе накануне и после распада СССР /Ау\т.сЬес1туа $»оу.ги.
69 Варианты периодизации см.: Саидбаев Т.С.
Ислам и общество.
М, 1978; Керимов Г.М.
Шариат и его социальная сущность.
М., 1978; Малашенко А.В.
Исламское возрождение в современной России.
М, 1998.


[стр.,119]

119 Глава 3.
Возобновление правовой традиционной культуры: анализ и перспективы 3.1.
Современное состояние традиционных моделей правовой культуры
горцев Следует отметить, что традиционным для большинства мусульман России, в том числе и Северного Кавказа, является суннизм.
Эго классическое, умеренное, согласующееся в экуменическом плане с другими конфессиями течение ислама Суннизм на Северном Кавказе приспосабливается к кавказским традициям, он, как и исповедующие его общества, не знает расколов и агрессивных устремлений.
Одной из причин появления на Северном Кавказе салафизма (ваххабизма) и его восприятия небольшой, но частью мусульманского общества, стала боязнь растерять национальные традиции, затвердевание, утрата гибкости традиционного ислама.

Другая немаловажная причина это общая неблагополучная социальнополитическая обстановка, обесценение действующей правовой системы, затянувшаяся реформа права и правосудия.
Президент Российской Федерации В.В.
Пугин на встрече со старейшинами одного из сел Кабардино-Балкарии в сентябре 2001 г.
заметил, что в период реформ, когда существовавшие в советское время общественные институты воспитания фактически исчезли и основная тяжесть в деле воспитания молодежи легла на плечи религиозных объединений, Российское государство не оказало им необходимой поддержки.
Указав на недопустимость подобного подхода в дальнейшем, Президент страны высказался за оказание существенной государственной поддержки традиционным религиозным конфессиям, каковыми в России являются православие и ислам117.
Соответствующим юридическим отражением новой, четко обозначенной тенденции к государственной поддержки мусульманских религиозных объединений стало принятие Советом муфтиев России «Основных положений социальной программы российских мусульман».
Мусульманское обще117 Кабардино-Балкарская правда.
2001.
17 окт.
№ 208.

[Back]