Проверяемый текст
Манкиева Хадишт Мухтаровна. Генезис правовой культуры народов Северного Кавказа (Диссертация 2006)
[стр. 75]

75 сообщество нуждается в известной организованности и упорядоченности существующих в нем отношений.
Назначение шариата в этническом мусульманском социуме состоит в том, чтобы в соответствии с объективной потребностью внести в общественную жизнь оптимальную нормативность.
Ингуши, чеченцы, кабардинцы, даргинцы, кумыки, лезгины, карачаевцы, адыгейцы, табассараны, часть осетин, лакцы, балкарцы, черкесы и другие нации относят себя и к европейской российской, и к исламской цивилизации.
Условия и способы решения возникающих в этом социуме проблем, в том числе правовых, разнообразны.
Они сопряжены со степенью утверждения в обществе прозападных правовых начал, идущих вразрез с традиционной правовой культурой этносов.
«Современные попытки вестернизировать Россию, верно, замечает Д.С.
Панарин, автоматически умаляют ее, ибо в так называемом Западном материальном измерении Россия не может
нс выглядеть страной «второго сорта».
Но если оценивать потенциал России в альтернативном, социокультурном измерении, первостепенном в свете восточного духовнорелигиозного и исторического опыта, то наши оценки перспектив России будут
92 выглядеть иначе» .
Существует устойчивое мнение о том, что для этнического мусульманского социума Северного Кавказа собственно этноюридические традиции, в том числе шариат, были и поныне остаются более значимыми, чем формальное позитивное право.
В современной России, на Северном Кавказе в частности, декларируемые либеральные правовые формы и принципы остаются неустойчивыми.
На этом фоне в конце XX в.
возросла общественная значимость ислама, а шариат постепенно начинает обретать прямое юридическое значение и действие.
Это в полномасштабном виде проявилось в Чеченской республике, в отдельных районах Республики Ингушетия.
У северокавказских народов в весьма специфических условиях
92 92 Профи.
-М, 2000.
N>2.
С.
15.
[стр. 121]

121 обстоятельств, иных факторов.
Первые шаги в этом направлении сделаны видным отечественным исследователем мусульманского права Л.Р.
Сюкияйненом.
Его глубоко обоснованная позиция была изложена в докладе «Перспективы мусульманско-правовой культуры на Кавказе», представленном на 1 вышеуказанной конференции в сентябре 2001 г.
в Ставрополе .
Проблема мусульманских правовых традиций для Северного Кавказа в новейшее время является панорамной и многоплановой, ее можно с уверенностью идентифицировать с проблемами обеспечения стабильного правового порядка.
На Северном Кавказе современные проблемы регулирования общественных отношений нередко обусловлены возросшей ролью ислама и шариата.
Действительно, поскольку большинство из 15 коренных народов Северного Кавказа составляют этнические мусульмане, мусульманское сообщество нуждается в известной организованности и упорядоченности существующих в нем отношений.
Назначение шариата в этническом мусульманском социуме состоит в том, чтобы в соответствии с объективной потребностью внести в общественную жизнь оптимальную нормативность.
Ингуши, чеченцы, кабардинцы, даргинцы, кумыки, лезгины, карачаевцы, адыгейцы, табассараны, часть осетин, лакцы, балкарцы, черкесы и другие нации относят себя и к европейской российской, и к исламской цивилизации.
Условия и способы решения возникающих в этом социуме проблем, в том числе правовых, разнообразны.
Они сопряжены со степенью утверждения в обществе прозападных правовых начал, идущих вразрез с традиционной правовой культурой этносов.
«Современные попытки вестернизировать Россию, верно, замечает Д.С.
Панарин, автоматически умаляют ее, ибо в так называемом Западном материальном измерении Россия не может
не выглядеть страной «второго 120 120 Аргументы и факты.
Северный Кавказ.
2001.
№43, октябрь; Сюкияйнен Шариат и мусульманско-правовая культура.
М., 1997.


[стр.,122]

122 сорта».
Но если оценивать потенциал России в альтернативном, социокультурном измерении, первостепенном в свете восточного духовнорелигиозного и исторического опыта, то наши оценки перспектив России будут
выглядеть иначе»121.
Существует устойчивое мнение о том, что для этнического мусульманского социума Северного Кавказа собственно этноюридические традиции, в том числе шариат, были и поныне остаются более значимыми, чем формальное позитивное право.
В современной России, на Северном Кавказе в частности, декларируемые либеральные правовые формы и принципы остаются неустойчивыми.
На этом фоне в конце XX в.
возросла общественная значимость ислама, а шариат постепенно начинает обретать прямое юридическое значение и действие.
Это в полномасштабном виде проявилось в Чеченской республике, в отдельных районах Республики Ингушетия.
У северокавказских народов в весьма специфических условиях
продолжается утверждение монотеистической религии.
В разных частях Северного Кавказа влияние ислама и шариата различно.
Оно больше на востоке (Ингушетия, Дагестан, Чечня) и меньше на западе (Адыгея, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Северная Осетия).
Однако, среди большинства ее народов идея «исламской государственности» не нашла признания.
Более того, в качестве альтернативы идее исламской общности выдвигается возможность реализации национальных ценностей.
Несмотря на обилие программ, касающихся разрешения общей кризисной ситуации на Северном Кавказе, четкой реалистичной правовой стратегии в регионе нет.
Нарастающие вследствие этого негативные последствия весьма очевидны в сфере обычных процессов жизнедеятельности.
В такой обстановке сама жизнь выдвигает необходимость поддержания такого правопорядка, в котором ш Профи.
-М, 2000.
№2.
С.
15.

[Back]