78 во взаимоотношениях между людьми духовных и правовых начал. В сфере внутренних, практических отношений в мусульманском сообществе иной, сравнимой по социальной силе, опоры не существует. Вместе с тем, шариат в российском светском обществе и государстве довольно часто рассматривается в качестве всего лишь известного «минимума морали и религиозных предписаний». Время потребовало переосмысления утвердившихся представлений о социальной значимости шариата на Северном Кавказе, которое бы отвечало происходящим процессам, его востребования людьми. Проблема «высвобождения» шариата, и мусульманского права в частности, изпод эгиды экстремистских, радикальных исламских течений в России имеет выраженное практическое значение. Однако она еще не получила должной оценки. Традиционный ислам и шариат, как «право кавказских мусульман», занимают самостоятельное место в составе социальных ориентиров населения, опосредствуя общественные отношения. Тяга к ним имеет серьезные естественно-исторические предпосылки. Одной из трудных проблем жизни современного этнического мусульманского социума является необходимость различения противоборствующих реалий в исламе. Со второй половины XX в. на Северном Кавказе стал распространяться заимствованный извне исламский радикализм «ваххабизм», претендующий на роль носителя первозданного ислама. Данное течение, возникшее в русле салафизма, глубоко и содержательно исследованного А.А.Игнатенко93, оценено как противоборствующая сила. Салафизм и «ваххабизм», при всех своих предпосылках в исламском мире, в России, на Северном Кавказе возникли и раскрылись не сами по себе. «Ваххабизм» это, по сути, антиправовое, политическое течение, направленное на изменение в регионе общественной и государственной системы. Рассмотрение причин и процесса распространения «ваххабизма» на 93 Игнатенко А.А. Эндогенный радикализм в исламе // Профи. 2000. №2. С.2733. |
124 понятие «традиционный», которое для лучшего осмысления нуждается в комментарии. Приверженцы ислама разделяют мнение о единстве и вместе с тем многообразии ислама как социокультурной традиции. Единство основано на почитании Корана, пяти столпов веры (аркан ад-дин), признании безусловного превосходства конфессиональной общности (уммы) над этнической. Формирование северокавказского традиционного ислама связано с этнокультурными особенностями. Именно с традиционным, а не радикальным исламом ассоциируется связь этнического и конфессионального начал на Северном Кавказе, главным направлением эволюции здесь является его взаимодействие с этноюридическими традициями. Исторический опыт свидетельствует, что ислам и шариат на Северном Кавказе охватывают преимущественно внутренние, практические отношения в этническом мусульманском социуме. Но эти фактические отношения предопределяют тот факт, что адат и шариат являются наиболее адекватными социальными регуляторами. При рассмотрении данных пластов как преемственных носителей правовых ценностей есть и такая сторона вопроса, которая требует дополнительных характеристик. Это понимание значимости адата и шариата, ислама и национальных традиций как опоры для утверждения во взаимоотношениях между людьми духовных и правовых начал. В сфере внутренних, практических отношений в мусульманском сообществе иной, сравнимой по социальной силе, опоры не существует. Вместе с тем, шариат в российском светском обществе и государстве довольно часто рассматривается в качестве всего лишь известного «минимума морали и религиозных предписаний». Время потребовало переосмысления утвердившихся представлений о социальной значимости шариата на Северном Кавказе, которое бы отвечало происходящим процессам, его востребования людьми. Проблема «высвобождения» шариата, 125 и мусульманского права в частности, из-под эгиды экстремистских, радикальных исламских течений в России имеет выраженное практическое значение. Однако она еще не получила должной оценки. Традиционный ислам и шариат, как «право кавказских мусульман», занимают самостоятельное место в составе социальных ориентиров населения, опосредствуя общественные отношения. Тяга к ним имеет серьезные естественно-исторические предпосылки. Одной из трудных проблем жизни современного этнического мусульманского социума является необходимость различения противоборствующих реалий в исламе. Со второй половины XX в. на Северном Кавказе стал распространяться заимствованный извне исламский радикализм «ваххабизм», претендующий на роль носителя первозданного ислама. Данное течение, возникшее в русле салафизма, глубоко и содержательно исследованного А.А.Игнатенко122, оценено как противоборствующая сила. Сапафизм и «ваххабизм», при всех своих предпосылках в исламском мире, в России, на Северном Кавказе возникли и раскрылись не сами по себе. «Ваххабизм» это, по сути, антиправовое, политическое течение, направленное на изменение в регионе общественной и государственной системы. Рассмотрение причин и процесса распространения «ваххабизма» на Северном Кавказе не является целью и задачей данного исследования. Однако попытка реализации ваххабитскими группировками в Чеченской, Карачаево-Черкесской республиках и Республике Ингушетия положений шариата, апелляция к Корану и Сунне для достижения политических целей создания «исламской государственности», ведение «джихада» (священной войны мусульман) требует осмысления перспектив предотвращения его «въедания» в правовую действительность и борьбы с ним. Для установления или восстановления тех норм и правил жизни, 132 Игнатенко А А. Эндогенный радикализм в исламе// Профи. 2000. №2. С.2733. |