79 Северном Кавказе не является целью и задачей данного исследования. Однако попытка реализации ваххабитскими группировками в Чеченской, КарачаевоЧеркесской республиках и Республике Ингушетия положений шариата, апелляция к Корану и Сунне для достижения политических целей создания «исламской государственности», ведение «джихада» (священной войны мусульман) требует осмысления перспектив предотвращения его «въедаиия» в правовую действительность и борьбы с ним. Для установления или восстановления тех норм и правил жизни, которые гарантированно истинны, салафитская традиция предлагает обратиться к абсолютно достоверному первоисточнику, т.е. к Корану и к практике мусульманской общины того периода, когда ее жизнь направлялась Пророком Мухаммадом и его соратниками первыми мусульманами (включая Праведных Халифов Абу-Бакра, Омара, Османа и Али)94. С этого рубежа, по авторитетному мнению А.А. Игнатенко, проистекает в исламе то интеллектуальное политическое движение, которому внешние наблюдатели дали название «фундаментализм», разумея под ним возвращение к первоосновам (фундаменту) религии. Сами мусульмане предпочитают называть это движение салафизмом от выражения ас-салаф ас-салих (праведные предки), или просто ас-салаф (предки)95. Следует отметить, что радикальные (или экстремистские) идеи, содержащиеся в салафитском наследии, в случае его внешней имплантации в другое общество, вполне могут сыграть консолидирующую роль и там, где для них отсутствуют социально-экономические и политические условия как, на пример, в Российской Федерации. Профилирующее положение в идеологии салафизма особо трактуемое понятие «джихада». Салафиты истолковывают «джихад» как, в первую очередь, а на современном этапе как исключительно, вооруженную борьбу, 94 Игнатенко А.А. Эндогенный радикализм в исламе // Профи. 2000. Х“2. С.28. 95 Там же. С. 29. |
125 и мусульманского права в частности, из-под эгиды экстремистских, радикальных исламских течений в России имеет выраженное практическое значение. Однако она еще не получила должной оценки. Традиционный ислам и шариат, как «право кавказских мусульман», занимают самостоятельное место в составе социальных ориентиров населения, опосредствуя общественные отношения. Тяга к ним имеет серьезные естественно-исторические предпосылки. Одной из трудных проблем жизни современного этнического мусульманского социума является необходимость различения противоборствующих реалий в исламе. Со второй половины XX в. на Северном Кавказе стал распространяться заимствованный извне исламский радикализм «ваххабизм», претендующий на роль носителя первозданного ислама. Данное течение, возникшее в русле салафизма, глубоко и содержательно исследованного А.А.Игнатенко122, оценено как противоборствующая сила. Сапафизм и «ваххабизм», при всех своих предпосылках в исламском мире, в России, на Северном Кавказе возникли и раскрылись не сами по себе. «Ваххабизм» это, по сути, антиправовое, политическое течение, направленное на изменение в регионе общественной и государственной системы. Рассмотрение причин и процесса распространения «ваххабизма» на Северном Кавказе не является целью и задачей данного исследования. Однако попытка реализации ваххабитскими группировками в Чеченской, Карачаево-Черкесской республиках и Республике Ингушетия положений шариата, апелляция к Корану и Сунне для достижения политических целей создания «исламской государственности», ведение «джихада» (священной войны мусульман) требует осмысления перспектив предотвращения его «въедания» в правовую действительность и борьбы с ним. Для установления или восстановления тех норм и правил жизни, 132 Игнатенко А А. Эндогенный радикализм в исламе// Профи. 2000. №2. С.2733. 126 которые гарантированно истинны, салафитская традиция предлагает обратиться к абсолютно достоверному первоисточнику, т.е. к Корану и к практике мусульманской общины того периода, когда ее жизнь направлялась Пророком Мухаммадом и его соратниками первыми мусульманами (включая Праведных Халифов Абу-Бакра, Омара, Османа и Али)123 124. С этого рубежа, по авторитетному мнению А.А. Игнатенко, проистекает в исламе то интеллектуальное политическое движение, которому внешние наблюдатели дали название «фундаментализм», разумея под ним возвращение к первоосновам (фундаменту) религии. Сами мусульмане предпочитают называть это движение салафизмом от выражения ас-салаф 10-1 ас-салих (праведные предки), или просто ас-салаф (предки) . Следует отметить, что радикальные (или экстремистские) идеи, содержащиеся в салафитском наследии, в случае его внешней имплантации в другое общество, вполне могут сыграть консолидирующую роль и там, где для них отсутствуют социально-экономические и политические условия как, на пример, в Российской Федерации. Профилирующее положение в идеологии салафизма особо трактуемое понятие «джихада». Салафиты истолковывают «джихад» как, в первую очередь, а на современном этапе как исключительно, вооруженную борьбу, вменяя его ведение в обязанность каждого мусульманина125. Первоначально апелляция к исламу в Чеченской республике отождествлялась с «джихадом» и служила средством подъема мусульман-чеченцев на борьбу за независимость. «Чеченское движение следует рассматривать в первую очередь как религиозное, говорил в 1998 г. тогда муфтий Чечни А. Кадыров, мусульмане отстаивали свое право жить по своим законам и не подчиняться кяфирам, и лишь затем как национально-освободительную войну». Другими словами, 125Игнатенко А А. Эндогенный радикализм в исламе // Профи. 2000. №2. С.28. 124Там же. С. 29. 125Там же. С 32. |