80 вменяя его ведение в обязанность каждого мусульманина96. Первоначально апелляция к исламу в Чеченской республике отождествлялась с «джихадом» и служила средством подъема мусульман-чеченцев на борьбу за независимость. «Чеченское движение следует рассматривать в первую очередь как религиозное, говорил в 1998 г. тогда муфтий Чечни А. Кадыров, мусульмане отстаивали свое право жить по своим законам и не подчиняться кяфирам, и лишь затем как национально-освободительную войну». Другими словами, нынешний глава Чеченской республики прямо признает, что в середине 90-х годов «джихад» уже занимал значительное место в идеологии части чеченского народа. С 1996 г. в Чеченской республике началась планомерная реализация идеи «исламского государства» в сентябре был издан указ о расформировании светских судов и учреждении шариатской юстиции, право участвовать в работе шариатских судов получали также зарубежные (арабские) миссионеры. Одновременно был введен Уголовный кодекс-шариат, из числа салафи-тов сформирована «исламская гвардия»97. Авторитетные лидеры сепаратистов поддержали реставрацию шариата, поскольку за этим стояла надежда подключиться к системе отношений в рамках мусульманского мира, что предполагает распространение на Чеченскую республику принципов исламской солидарности. В 1997 г. парламентом Чечни был принят закон «О внесении изменений в Конституцию Чеченской Республики Ичкерия», в п. 4 которого ислам провозглашен государственной религией республики. Этот шаг в известной степени является кульминацией салафитских притязаний в Чечне, его следует рассматривать как попытку разрешить с помощью шариата главные проблемы. С другой стороны, принимаются меры по реальному применению 96 Там же. С.32. 97 Московский комсомолец. 1998. 1 марта. |
126 которые гарантированно истинны, салафитская традиция предлагает обратиться к абсолютно достоверному первоисточнику, т.е. к Корану и к практике мусульманской общины того периода, когда ее жизнь направлялась Пророком Мухаммадом и его соратниками первыми мусульманами (включая Праведных Халифов Абу-Бакра, Омара, Османа и Али)123 124. С этого рубежа, по авторитетному мнению А.А. Игнатенко, проистекает в исламе то интеллектуальное политическое движение, которому внешние наблюдатели дали название «фундаментализм», разумея под ним возвращение к первоосновам (фундаменту) религии. Сами мусульмане предпочитают называть это движение салафизмом от выражения ас-салаф 10-1 ас-салих (праведные предки), или просто ас-салаф (предки) . Следует отметить, что радикальные (или экстремистские) идеи, содержащиеся в салафитском наследии, в случае его внешней имплантации в другое общество, вполне могут сыграть консолидирующую роль и там, где для них отсутствуют социально-экономические и политические условия как, на пример, в Российской Федерации. Профилирующее положение в идеологии салафизма особо трактуемое понятие «джихада». Салафиты истолковывают «джихад» как, в первую очередь, а на современном этапе как исключительно, вооруженную борьбу, вменяя его ведение в обязанность каждого мусульманина125. Первоначально апелляция к исламу в Чеченской республике отождествлялась с «джихадом» и служила средством подъема мусульман-чеченцев на борьбу за независимость. «Чеченское движение следует рассматривать в первую очередь как религиозное, говорил в 1998 г. тогда муфтий Чечни А. Кадыров, мусульмане отстаивали свое право жить по своим законам и не подчиняться кяфирам, и лишь затем как национально-освободительную войну». Другими словами, 125Игнатенко А А. Эндогенный радикализм в исламе // Профи. 2000. №2. С.28. 124Там же. С. 29. 125Там же. С 32. 127 нынешний глава Чеченской республики прямо признает, что в середине 90-х годов «джихад» уже занимал значительное место в идеологии части чеченского народа. С 1996 г. в Чеченской республике началась планомерная реализация идеи «исламского государства» в сентябре был издан указ о расформировании светских судов и учреждении шариатской юстиции, право участвовать в работе шариатских судов получали также зарубежные (арабские) миссионеры. Одновременно был введен Уголовный кодексшариат, из числа салафи-тов сформирована «исламская гвардия»126. Авторитетные лидеры сепаратистов поддержали реставрацию шариата, поскольку за этим стояла надежда подключиться к системе отношений в рамках мусульманского мира, что предполагает распространение на Чеченскую республику принципов исламской солидарности. В 1997 г. парламентом Чечни был принят закон «О внесении изменений в Конституцию Чеченской Республики Ичкерия», в п. 4 которого ислам провозглашен государственной религией республики. Этот шаг в известной степени является кульминацией салафитских притязаний в Чечне, его следует рассматривать как попытку разрешить с помощью шариата главные проблемы. С другой стороны, принимаются меры по реальному применению мусульманского законодательства: учреждается Верховный шариатский суд, который сразу поставил себя над чеченским парламентом. В декабре 1998 г. он принял решение об образовании нового религиозно-государственного органа шуры. 3 февраля 1999 г. в Чечне провозглашается «шариатское правление», в президентском указе особо подчеркивается, что все законодательство в Чечне должно быть приведено в соответствие с нормами Корана и шариата, парламенту и муфтияту предлагается в течение месяца разработать проект 126 Московский комсомолец. 1998. I марта. |