83 органов, так и федеральной власти в этом вопросе может способствовать воспроизводимости подобной ситуации как в том же кадарском анклаве, так и в других районах Северного Кавказа. В этих условиях государственные власти Дагестана принимают далеко идущие меры, не получившие до настоящего времени научно-правовой комментарий и юридическую оценку. В сентябре 1999 г. принимается Закон Республики Дагестан «О запрете ваххабитской и иной экстремистской деятельности на территории Республики Дагестан». Закон республики создал юридическую базу для противостояния радикальным течениям и опередил в этом отношении федеральную власть. Противоречащей Конституции Республики Дагестан, угрожающей территориальной целостности и безопасности республики признаны и запрещены на территории республики, кроме прочего: создание и функционирование ваххабитских и других экстремистских организаций (объединений), деятельность которых направлена на насильственное изменение конституционного строя, подрыв безопасности государства, нарушение общественной безопасности и общественного порядка; деятельность религиозных миссий, их филиалов, религиозных учебных заведений, благотворительных и иных фондов, военно-спортивных и других лагерей, отдельных миссионеров, физических лиц, проповедующих идеи экстремистского толка. Значение этого нормативного акта состоит, однако, не только в введении запрета на «ваххабизм». Его можно и должно осмыслить и оценить также с 100 позиций государственной защиты традиционного суннитского ислама в Дагестане от внешнего негативного влияния. Вместе с тем, следует отметить поразительное сходство данного закона с основными целями, заложенными в принятое еще 5 апреля 1872 г. Государственным советом России Положения об управлении мусульманским 100 100 Игнатенко А.А. Указ. раб. С.ЗЗ. |
129 сотрудничают на протяжении веков, а в просочении исламских фундаменталистских догматов с Востока. Тем не менее, среди народов Северного Кавказа, его части, ориентированной на ислам, преобладает мнение о том, что единственно возможной ее формой на Северном Кавказе является ислам, впитавший местные этно-культурные и этноправовые традиции, создававшиеся на протяжении столетий. В меньших масштабах, но не менее серьезная попытка изменения государственно-правового устройства была предпринята в 1998 г. в отдельных частях Дагестана, когда ваххабитские джамааты провозгласили села Карамахи, Чабанмахи и Кадар «исламской территорией, управляемой шариатом», ввели запрет на соблюдение федеральных законов. Это была реальная попытка изменить государственно-правовое устройство. В Цумадинском районе Республики Дагестан в некоторых селах власть, фактически, оказалась в руках мусульманской элиты, присвоившей себе несвойственные функции. В селении Ансаб джамаат перевел совхозное имущество в вакуфную (мечетскую) собственность, в Шамильском районе выборы главы администрации проводились по шариатским правилам, в Акушинском и Левашинском районах распределение земельных участков 128 осуществлялось нередко при решающем участии духовенства . Осенью 1999 г. после ввода федеральных войск в эти части Дагестана «исламская территория, управляемая шариатом», была ликвидирована. Вместе с тем, отсутствие четкой правовой позиции как региональных государственных органов, так и федеральной власти в этом вопросе может способствовать воспроизводимости подобной ситуации как в том же кадарском анклаве, так и в других районах Северного Кавказа. В этих условиях государственные власти Дагестана принимают далеко идущие меры, не получившие до настоящего времени научно-правовой комментарий и юридическую оценку. В сентябре 1999 г. принимается Закон * т Россия и мусульманский мир. М., 1999. № 2. С.55. 130 Республики Дагестан «О запрете ваххабитской и иной экстремистской деятельности на территории Республики Дагестан». Закон республики создал юридическую базу для противостояния радикальным течениям и опередил в этом отношении федеральную власть. Противоречащей Конституции Республики Дагестан, угрожающей территориальной целостности и безопасности республики признаны и запрещены на территории республики, кроме прочего: создание и функционирование ваххабитских и других экстремистских организаций (объединений), деятельность которых направлена на насильственное изменение конституционного строя, подрыв безопасности государства, нарушение общественной безопасности и общественного порядка; деятельность религиозных миссий, их филиалов, религиозных учебных заведений, благотворительных и иных фондов, военно-спортивных и других лагерей, отдельных миссионеров, физических лиц, проповедующих идеи экстремистского толка. Значение этого нормативного акта состоит, однако, не только в введении запрета на «ваххабизм». Его можно и должно осмыслить и оценить также с позиций государственной защиты129 традиционного суннитского ислама в Дагестане от внешнего негативного влияния. Вместе с тем, следует отметить поразительное сходство данного закона с основными целями, заложенными в принятое еще 5 апреля 1872 г. Государственным советом России Положения об управлении мусульманским духовенством шиитского и суннитского учений. Ими являлись, как ранее указывалось, установление государственного контроля над радикальными исламистами, «недоброжелательными» (по языку документа) по отношению к российской власти, и воспрепятствование проникновению из Персии и Турции чужеземных и враждебных религиозных идей. Таким образом, еще 130 лет назад отечественный законодатель защитил государство от 129 Игнатенко А.А. Указ. раб. С.ЗЗ. |