Проверяемый текст
Манкиева Хадишт Мухтаровна. Генезис правовой культуры народов Северного Кавказа (Диссертация 2006)
[стр. 84]

84 духовенством шиитского и суннитского учений.
Ими являлись, как ранее указывалось, установление государственного контроля над радикальными исламистами, «недоброжелательными» (по языку документа) по отношению к российской власти, и воспрепятствование проникновению из Персии и Турции чужеземных и враждебных религиозных идей.
Таким образом, еще 130 лет назад отечественный законодатель защитил государство от
религиозного экстремизма и проникновения извне радикальных исламских течений.
Эта параллель далеко не в пользу нынешней России в нашем отечестве не принято своевременно извлекать уроки из прошлого с тем, чтобы избежать ошибок в настоящем.
Обращение к салафийе является своеобразной формой исламизации народов Северного Кавказа, не завершенной в XIX в.
и продолжающейся с большей или меньшей интенсивностью по сей день.
Сопряженное с ней углубление «мусульманского чувства права» выражается в стремлении восстановить в обществе (полностью или частично) полноценный шариат.
Реставрация шариата, формирование мусульманско-правового пространства с последующим созданием «исламского государства» противоречат господствующей воле современной России и встречает формальное противодействие.
Легитимность и историческая обусловленность на Северном Кавказе салафийи («ваххабизма»), какой бы ни была,
но мнению А.А.
Игнатенко «незбежность
фундаментализма»101, не подтверждается.
Объективность требует уточнить, что объектом осмысления является не салафийя, а «ваххабизм», т.е.
одно из частных проявлений салафитской традиции.
Салафийя не имеет глубоких социокультурных корней на Северном Кавказе.
На Северном Кавказе неформальные сообщества салафитов существуют в Дагестане, сторонниками салафийи считают себя мног ие чеченцы, небольшие группы ее приверженцев существуют в Кабардино-Балкарии (среди балкарцев)
101 Игнатенко А.А.
Указ.
раб.
С.28.
[стр. 130]

130 Республики Дагестан «О запрете ваххабитской и иной экстремистской деятельности на территории Республики Дагестан».
Закон республики создал юридическую базу для противостояния радикальным течениям и опередил в этом отношении федеральную власть.
Противоречащей Конституции Республики Дагестан, угрожающей территориальной целостности и безопасности республики признаны и запрещены на территории республики, кроме прочего: создание и функционирование ваххабитских и других экстремистских организаций (объединений), деятельность которых направлена на насильственное изменение конституционного строя, подрыв безопасности государства, нарушение общественной безопасности и общественного порядка; деятельность религиозных миссий, их филиалов, религиозных учебных заведений, благотворительных и иных фондов, военно-спортивных и других лагерей, отдельных миссионеров, физических лиц, проповедующих идеи экстремистского толка.
Значение этого нормативного акта состоит, однако, не только в введении запрета на «ваххабизм».
Его можно и должно осмыслить и оценить также с позиций государственной защиты129 традиционного суннитского ислама в Дагестане от внешнего негативного влияния.
Вместе с тем, следует отметить поразительное сходство данного закона с основными целями, заложенными в принятое еще 5 апреля 1872 г.
Государственным советом России Положения об управлении мусульманским духовенством шиитского и суннитского учений.
Ими являлись, как ранее указывалось, установление государственного контроля над радикальными исламистами, «недоброжелательными» (по языку документа) по отношению к российской власти, и воспрепятствование проникновению из Персии и Турции чужеземных и враждебных религиозных идей.
Таким образом, еще 130 лет назад отечественный законодатель защитил государство от
129 Игнатенко А.А.
Указ.
раб.
С.ЗЗ.


[стр.,131]

131 религиозного экстремизма и проникновения извне радикальных исламских течений.
Эта параллель далеко не в пользу нынешней России в нашем отечестве не принято своевременно извлекать уроки из прошлого с тем, чтобы избежать ошибок в настоящем.
Обращение к салафийе является своеобразной формой исламизации народов Северного Кавказа, не завершенной в XIX в.
и продолжающейся с большей или меньшей интенсивностью по сей день.
Сопряженное с ней углубление «мусульманского чувства права» выражается в стремлении восстановить в обществе (полностью или частично) полноценный шариат.
Реставрация шариата, формирование мусульманско-правового пространства с последующим созданием «исламского государства» противоречат господствующей воле современной России и встречает формальное противодействие.
Легитимность и историческая обусловленность на Северном Кавказе салафийи («ваххабизма»), какой бы ни была,
по мнению А.А.
Игнатенко «незбежность
фундаментализма»130, не подтверждается.
Объективность требует уточнить, что объектом осмысления является не салафийя, а «ваххабизм», т.е.
одно из частных проявлений салафитской традиции.
Салафийя не имеет глубоких социокультурных корней на Северном Кавказе.
На Северном Кавказе неформальные сообщества салафитов существуют в Дагестане, сторонниками салафийи считают себя многие чеченцы, небольшие группы ее приверженцев существуют в КабардиноБалкарии (среди балкарцев)
и Карачаево-Черкесии (среди карачаевцев).
«Ваххабизм» нередко отождествляется с фундаментализмом и исламским экстремизмом.
Председатель Госсовета Дагестана М.А.
Магомедов определяет ваххабизм как «нетрадиционное течение в исламе».
Идеологизированный подход к этому вопросу в 90-х годах, по сути, возобладал над научным и порой оказывает воздействие даже на позиции некоторых ученых.
На110 Игнатенко А.А.
Указ.
раб.
С.28.

[Back]