Проверяемый текст
Манкиева Хадишт Мухтаровна. Генезис правовой культуры народов Северного Кавказа (Диссертация 2006)
[стр. 86]

86 Кавказе традиционных социальных институтов, имеет, как правило, религиозный характер, определяемый синтезом мусульманства с местными традициями.
Анализ результатов социальных исследований, практика прокурорского надзора за исполнением законодательства о религиозных
конфессиях, опыт борьбы правоохранительных органов с экстремизмом и терроризмом на Северном Кавказе показывают, что проводимая борьба с «ваххабизмом» имеет положительные результаты и встречает позитивное отношение со стороны большинства мусульманских сообществ.
Проблема развития мусульманско-правовой культуры зримо присутствует в общественной жизни
ссверокавказских этносов, однако везде она имеет разную степень сложности.
В западной части региона ситуация не столь остра.
По мнению И.Л.
Бабич, «ни в самом народе, т.е.
в его религиозном правосознании, ни в среде сельских духовных лиц к настоящему времени не сложилась потребность в развитии и углублении норм
шариата»103.
Заметим, однако, что ни в Ингушетии, ни в Карачаево-Черкесии, ни в Адыгее, обращение к шариату не преследуется, если, конечно, оно не инициировано радикальными исламскими группами и не имеет экстремистской направленности.
Более того, в декабре 1997 г.
в Республике Ингушетия согласно указу президента Р.
Аушева был принят закон о мировых судьях, в ст.
3 которого им предписывалось в своей работе следовать также нормам адата и шариата.
Однако этот закон так и не был осуществлён на практике.
Вскоре после его принятия появился федеральный закон о мировых судьях, автоматически упразднивший ингушский законопроект.
Сужение сферы реализации адатского и мусульманского права в 40 -90-е годы XX в.
связано с сужением правового пространства ислама на Северном Кавказе.
Гибель в репрессиях 30-50 годов судей (кади) и знатоков шариата, наконец, секуляризация шариата и общества вызвали, по мнению В.О.

103 Бабич И.
Л.
Ислам в Кабардино-Балкарии: правовые аспекты // Россия и Мусульманский мир.
2000.
№7.
С.53.
[стр. 132]

132 до отметить, что объектом критики со стороны государственных и духовных деятелей является не салафизм, а «ваххабизм», имеющий внешний источник религиозно-политический радикализм.
Феномены «салафийя», «фундаментализм», «ваххабизм» на Северном Кавказе не равнозначны.
С точки зрения просвещенного исследователя существует видимая разница.
В.О.
Бобровников обоснованно рассматривает «ваххабизм» как частный вид политизированного радикального ислама (исламизма), возникшего в связи с ломкой местных религиозных традиций в ходе секуляристских модернизаторских реформ XX в.
Это движение оказывает весьма деструктивное влияние на постсоветское мусульманское общество131.
В этой связи, высказанные в последнее время соображения о том, что на нынешнем этапе социально-политического развития общества необходимо прямое государственное вмешательство в предотвращение распространения «ваххабизма», представляются оправданными.
3.2.
Перспективы развития правовой системы Северного Кавказа Шариат на Северном Кавказе это один из векторов, воздействующих на мировоззрение и правосознание индивида, этнического социума.
Вместе с тем, распространен также не правовой подход к шариату, в котором он предстает неким исключительно духовным феноменом, полностью лишенным всякой социальной и правовой значимости.
Активное возрождение на Северном Кавказе традиционных социальных институтов, имеет, как правило, религиозный характер, определяемый синтезом мусульманства с местными традициями.
Анализ результатов социальных исследований, практика прокурорского надзора за исполнением законодательства о религиозных
1,1 Бобровников В.
О.
Ислам на постсоветском Северном Кавказе: мифы и реалии / Ислам на постсоветском пространстве: взгляд изнут-РИ.-М., 2001.С.81.


[стр.,133]

133 конфессиях, опыт борьбы правоохранительных органов с экстремизмом и терроризмом на Северном Кавказе показывают, что проводимая борьба с «ваххабизмом» имеет положительные результаты и встречает позитивное отношение со стороны большинства мусульманских сообществ.
Проблема развития мусульманско-правовой культуры зримо присутствует в общественной жизни
северокавказских этносов, однако везде она имеет разную степень сложности.
В западной части региона ситуация не столь остра.
По мнению И.Л.
Бабич, «ни в самом народе, т.е.
в его религиозном правосознании, ни в среде сельских духовных лиц к настоящему времени не сложилась потребность в развитии и углублении норм
шариата»132.
Заметим, однако, что ни в Ингушетии, ни в КарачаевоЧеркесии, ни в Адыгее, обращение к шариату не преследуется, если, конечно, оно не инициировано радикальными исламскими группами и не имеет экстремистской направленности.
Более того, в декабре 1997 г.
в Республике Ингушетия согласно указу президента Р.
Аушева был принят закон о мировых судьях, в ст.
3 которого им предписывалось в своей работе следовать также нормам адата и шариата.
Однако этот закон так и не был осуществлён на практике.
Вскоре после его принятия появился федеральный закон о мировых судьях, автоматически упразднивший ингушский законопроект.
Сужение сферы реализации адатского и мусульманского права в 40 90-е годы XX в.
связано с сужением правового пространства ислама на Северном Кавказе.
Гибель в репрессиях 30-50 годов судей (кади) и знатоков шариата, наконец, секуляризация шариата и общества вызвали, по мнению В.О.

Бобровникова, забвение основных правовых норм ханафитской и шафитской школ.
Сейчас различия мазхабов чувствуются только на уровне обрядов и «символа веры»133.
132 Бабич И.
Л.
Ислам в Кабардино-Балкарии: правовые аспекты // Россия и Мусульманский мир.
2000.
№7.
С.53.

133 Бобровников В.
О.
Ислам на постсоветском Северном Кавказе: мифы и реалии / Ислам на постсоветском пространстве: взгляд изнутри.
-М., 2001.
С.87.

[Back]