Проверяемый текст
Манкиева Хадишт Мухтаровна. Генезис правовой культуры народов Северного Кавказа (Диссертация 2006)
[стр. 87]

87 Бобровникова, забвение основных правовых норм ханафитской и шафитской школ.
Сейчас различия мазхабов чувствуются только на уровне обрядов и
104 «символа веры» .
Вместе с тем, шариат в местах компактного проживания ортодоксальных мусульман неформально регулирует процессы, целиком или частично находящиеся вне контроля государства.
Это явление связано не только с тем, что у разных слоев населения разная степень склонности к традиционным или современным системам права, но и с исторической приверженностью мусульманства Северного Кавказа к юридическому плюрализму.
Некоторые современные авторы склонны рассуждать о «формировании вариантов северокавказского
плюрализма»104 105 в правовой идеологии, в рамках которых «появляются вполне серьезные политические рекомендации о легализации адата, шариата ...
и главное, сельской общины
(джамаата)»106.
Действительно, роль адатского и мусульманского права в регулировании отношений, разрешении конфликтов или внесудебном их урегулировании в настоящее время в указанных республиках весьма значима, однако не имеет формального признания.
Эта роль была значительно снижена в результате идеологической борьбы Советского государства с «архаичным адатом и реакционным шариатом» в 40-е и 90-е гг.
XX века.
Народу Ингушетии более свойственно традиционное правовое мышление, несмотря на то, что здесь уже значительное время действует моноюридическая судебная система, органами судебной власти являются мировые, городские и районные суды во главе с Верховным судом республики.
Согласно принятой Конституции Республики Ингушетия, любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для
104 Бобровников В.
О.
Ислам на постсоветском Северном Кавказе: мифы и реалии / Ислам на постсоветском пространстве: взгляд изнут-РИ.-М., 2001.

С.87.

505 Бабич И.Л.
Правовая действительность и ее исторические корни на Северном Кавказе / Россия и Кавказ сквозь два столетия.
СПб, 2001.

С.212.

106 Бобровников В.О.
Военно-народное управление в Дагестане и Чечне: История и современность / Россия и Кавказ сквозь два столетия.
СПб, 2001.

С.
104
[стр. 133]

133 конфессиях, опыт борьбы правоохранительных органов с экстремизмом и терроризмом на Северном Кавказе показывают, что проводимая борьба с «ваххабизмом» имеет положительные результаты и встречает позитивное отношение со стороны большинства мусульманских сообществ.
Проблема развития мусульманско-правовой культуры зримо присутствует в общественной жизни северокавказских этносов, однако везде она имеет разную степень сложности.
В западной части региона ситуация не столь остра.
По мнению И.Л.
Бабич, «ни в самом народе, т.е.
в его религиозном правосознании, ни в среде сельских духовных лиц к настоящему времени не сложилась потребность в развитии и углублении норм шариата»132.
Заметим, однако, что ни в Ингушетии, ни в КарачаевоЧеркесии, ни в Адыгее, обращение к шариату не преследуется, если, конечно, оно не инициировано радикальными исламскими группами и не имеет экстремистской направленности.
Более того, в декабре 1997 г.
в Республике Ингушетия согласно указу президента Р.
Аушева был принят закон о мировых судьях, в ст.
3 которого им предписывалось в своей работе следовать также нормам адата и шариата.
Однако этот закон так и не был осуществлён на практике.
Вскоре после его принятия появился федеральный закон о мировых судьях, автоматически упразднивший ингушский законопроект.
Сужение сферы реализации адатского и мусульманского права в 40 90-е годы XX в.
связано с сужением правового пространства ислама на Северном Кавказе.
Гибель в репрессиях 30-50 годов судей (кади) и знатоков шариата, наконец, секуляризация шариата и общества вызвали, по мнению В.О.
Бобровникова, забвение основных правовых норм ханафитской и шафитской школ.
Сейчас различия мазхабов чувствуются только на уровне обрядов и
«символа веры»133.
132 Бабич И.
Л.
Ислам в Кабардино-Балкарии: правовые аспекты // Россия и Мусульманский мир.
2000.
№7.
С.53.
133 Бобровников В.
О.
Ислам на постсоветском Северном Кавказе: мифы и реалии / Ислам на постсоветском пространстве: взгляд изнутри.
-М., 2001.
С.87.


[стр.,134]

134 Вместе с тем, шариат в местах компактного проживания ортодоксальных мусульман неформально регулирует процессы, целиком или частично находящиеся вне контроля государства.
Это явление связано не только с тем, что у разных слоев населения разная степень склонности к традиционным или современным системам права, но и с исторической приверженностью мусульманства Северного Кавказа к юридическому плюрализму.
Некоторые современные авторы склонны рассуждать о «формировании вариантов северокавказского
плюрализма»134 в правовой идеологии, в рамках которых «появляются вполне серьезные политические рекомендации о легализации адата, шариата ...
и главное, сельской общины
(джамаата)»135.
Действительно, роль адатского и мусульманского права в регулировании отношений, разрешении конфликтов или внесудебном их урегулировании в настоящее время в указанных республиках весьма значима, однако не имеет формального признания.
Эта роль была значительно снижена в результате идеологической борьбы Советского государства с «архаичным адатом и реакционным шариатом» в 40-е и 90-е гг.
XX века.
Народу Ингушетии более свойственно традиционное правовое мышление, несмотря на то, что здесь уже значительное время действует моноюридическая судебная система, органами судебной власти являются мировые, городские и районные суды во главе с Верховным судом республики.
Согласно принятой Конституции Республики Ингушетия, любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для
всеобщего сведения, т.е.
запрещается использование неписаного права.
Тем не менее, здесь весьма распространена и устойчива идея правового плюрализма, в особенности в сфере брачно-семейных и 134Бабич ИЛ.
Правовая действительность и сс исторические корни на Северном Кавказе / Россия и Кавказ сквозь два столетия.
СПб, 2001.
С.212.

135Бобровников В.О.
Военно*народное управление в Дагестане и Чечне: История и современность / Россия и Кавказ сквозь два столетия.
СПб, 2001.
С.
104


[стр.,169]

169 Нальчик, 1984.
Зб.Берозов Б.П.
История горских и кочевых народов Северного Кавказа в XIX начале XX в.
(проблемы социально-экономического развития).
Ставрополь, 1980.
36.
Берже А.Д.
Краткий обзор горских племен на Кавказе.
Нальчик, 1996.
37.
Беспризорность в России: вновь грозная реальность// Социологические исследования.
1998.
№ 3.
38.
Бестужев Лада И.
Нужна ли школе реформа: Программа исследования //Народное образование.
2002 г., №5.
39.
Бларамберг И.
Историческое, топографическое, статистическое, этнографическое и военное описание Кавказа.
Нальчик, 1999.
40.
Бланкенбург Э.
Правовая культура и шансы институциональных социально правовых инноваций // Социологические исследования.
1997.
№7.
41.
Блиев М.М.
Кавказская война: Социальные истоки и сущность // История СССР.
1983.
№2.
42.
Бобровников В.
О.
Судебная реформа и обычное право в Дагестане (1860-1917) / Обычное право в России: проблемы теории, истории и практики.-Ростов-на-Дону, 1999.
43.
Бобровников В.
О.
Ислам на постсоветском Северном Кавказе: мифы и реалии / Ислам на постсоветском пространстве: взгляд изнутри.
-М., 2001.

44.
Бобровников В.О.
Военно-народное управление в Дагестане и Чечне: История и современность / Россия и Кавказ сквозь два столетия.
СПб, 2001.

45.
Бобровников В.О.
Ислам и советское наследие в колхозах северокавказского Дагестана // Этнографическое обозрение.
1997.
№5.
46.
Большой юридический словарь / Под ред.
А.
Я.
Сухарева, В.
Е.
Крутских.
М.: ИНФРА М, 2002.
47.
Борисенко И.
Советские республики на Северном Кавказе в 1918 г.

[Back]