88 всеобщего сведения, т.е. запрещается использование неписаного права. Тем не менее, здесь весьма распространена и устойчива идея правового плюрализма, в особенности в сфере брачно-семейных и земельных отношений. Однако, в плане государственного санкционирования осуществляемой деятельности традиционных правовых институтов «ни в самом народе, его религиозном правосознании, ни в среде ... духовных лиц к настоящему времени не сложилась потребность в развитии и углублении норм шариата»10/. Роль мусульманского права в России в решении собственно правовых вопросов, касающихся регламентации исламских институтов и регулирования отношений российских мусульман, отчетливо видят светские эксперты и 1 ПК ученые Л. Сюкияйнен, А. Малашенко . По мнению Л.Р. Сюкияйнена, обращение к мусульманскому праву неизбежно для осуществления прав мусульман как верующих, так как культовые вопросы ислам относит к сфере права. Поэтому деятельность государства по гарантированию свободы вероисповедания и беспрепятственного отправления мусульманами религиозных обязанностей, принятие им конкретных организационноправовых мер предполагает учет положений мусульманского права по соответствующим вопросам. Исследователями справедливо подчеркивается, что ислам и шариат в целом стоят на стороне законопослушания и лояльности по отношению к власти, готовой уважать разделяемые ими ценности. Признание в обществе нравственно-правовых основ ислама, норм мусульманского права, созвучных современным принципам права, адаптация их к действующей правовой системе дает несомненный выигрыш в социально-политическом плане. Исследование эволюции и причин востребованности мусульманских 107 * 107 Бабич И.Л. Этнополитическая ситуация в Кабардино-Балкарии. М., 1994. С.80. Сюкияйнен Л.Р. Мусульманско-правовая культура и ее актуальность Для России // История ислама в России. М., 2000. С.82; Малашенко А. Исламские ориентиры Северного Кавказа. М., 2000. С. 132-133. |
134 Вместе с тем, шариат в местах компактного проживания ортодоксальных мусульман неформально регулирует процессы, целиком или частично находящиеся вне контроля государства. Это явление связано не только с тем, что у разных слоев населения разная степень склонности к традиционным или современным системам права, но и с исторической приверженностью мусульманства Северного Кавказа к юридическому плюрализму. Некоторые современные авторы склонны рассуждать о «формировании вариантов северокавказского плюрализма»134 в правовой идеологии, в рамках которых «появляются вполне серьезные политические рекомендации о легализации адата, шариата ... и главное, сельской общины (джамаата)»135. Действительно, роль адатского и мусульманского права в регулировании отношений, разрешении конфликтов или внесудебном их урегулировании в настоящее время в указанных республиках весьма значима, однако не имеет формального признания. Эта роль была значительно снижена в результате идеологической борьбы Советского государства с «архаичным адатом и реакционным шариатом» в 40-е и 90-е гг. XX века. Народу Ингушетии более свойственно традиционное правовое мышление, несмотря на то, что здесь уже значительное время действует моноюридическая судебная система, органами судебной власти являются мировые, городские и районные суды во главе с Верховным судом республики. Согласно принятой Конституции Республики Ингушетия, любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения, т.е. запрещается использование неписаного права. Тем не менее, здесь весьма распространена и устойчива идея правового плюрализма, в особенности в сфере брачно-семейных и 134Бабич ИЛ. Правовая действительность и сс исторические корни на Северном Кавказе / Россия и Кавказ сквозь два столетия. СПб, 2001. С.212. 135Бобровников В.О. Военно*народное управление в Дагестане и Чечне: История и современность / Россия и Кавказ сквозь два столетия. СПб, 2001. С. 104 земельных отношений. Однако, в плане государственного санкционирования осуществляемой деятельности традиционных правовых институтов «ни в самом народе, его религиозном правосознании, ни в среде ... духовных лиц к настоящему времени не сложилась потребность в развитии и углублении норм шариата»136. Роль мусульманского права в России в решении собственно правовых вопросов, касающихся регламентации исламских институтов и регулирования отношений российских мусульман, отчетливо видят светские эксперты и ученые Л. Скжияйнен, А. Малашенко137. По мнению Л.Р. Сюкияйнена, обращение к мусульманскому праву неизбежно для осуществления прав мусульман как верующих, так как культовые вопросы ислам относит к сфере права. Поэтому деятельность государства по гарантированию свободы вероисповедания и беспрепятственного отправления мусульманами религиозных обязанностей, принятие им конкретных организационно-правовых мер предполагает учет положений мусульманского права по соответствующим вопросам. Исследователями справедливо подчеркивается, что ислам и шариат в целом стоят на стороне законопослушания и лояльности по отношению к власти, готовой уважать разделяемые ими ценности. Признание в обществе нравственно-правовых основ ислама, норм мусульманского права, созвучных современным принципам права, адаптация их к действующей правовой системе дает несомненный выигрыш в социально-политическом плане. Исследование эволюции и причин востребованности мусульманских правовых традиций на Северном Кавказе, особо значимой в наше время, показывает, что они связаны с установлением нового социального порядка, с 136 Бабич ИЛ. Этнополитическая ситуация в Кабардино-Балкарии. М., 1994. С.80. 137 Сюкияйнен Л.Р. Мусульманско-правовая культура и се актуальность для России // История ислама в России. М., 2000. С.82; Малашенко А. Исламские ориентиры Северного Кавказа. М., 2000. С. 132-133. 135 |