89 правовых традиций на Северном Кавказе, особо значимой в наше время, показывает, что они связаны с установлением нового социального порядка, с введением нового единообразного права, имеющего большие пробелы и игнорирующего культурно-правовые традиции народов России. Возрождение исламских традиций на Северном Кавказе, обращение к его правовым доминантам, попытка их воссоздания в Республике Ингушетия и Чеченской республике вне русла государственно-правового строительства есть явление во многом политическое и не свидетельствует о прогрессе и регрессе в человеческом сознании. Салафизм (ваххабизм) на Северном Кавказе это не столько насаждение «истинного ислама» и шариата, сколько обращение к новой логике в качественно новых условиях, стремление регулировать отношения понятными средствами сообразно своему традиционному правосознанию. Указанные ранее случаи несанкционированной государством реализации шариата на Северном Кавказе и апелляция к нему не могут быть истолкованы только с негативной стороны. Они позволяют осмыслить, что часть народов мусульманской ориентации отказывается принимать те пути перехода к современности, которые предлагает им государство. Несколько десятилетий назад соотечественники опасались, как бы англосаксонская или романо-германская правовые системы не одержали верх над советской социалистической. Однако, как показывает исторический опыт развития государственности России и ее правовых систем, между государственным правом, адатом и шариатом не существует непримиримых противоречий. Л.Р. Сюкияйнен полагает, что учет отдельных норм, принципов, институтов мусульманского права и включение их в правовую систему европейского образца вполне вероятная перспектива развития законодательства ряда республик в составе Российской Федерации109. В периоды реформации, подобие тому, какой переживает сегодня Россия, нигилизм в отношении традиционных порядков и исторического опыта 109 Сюкияйнен Л.Р. Шариат и мусульманско-правовая культура. М., 1997. С. 34. |
136 введением нового единообразного права, имеющего большие пробелы и игнорирующего культурно-правовые традиции народов России. Возрождение исламских традиций на Северном Кавказе, обращение к его правовым доминантам, попытка их воссоздания в Республике Ингушетия и Чеченской республике вне русла государственно-правового строительства есть явление во многом политическое и не свидетельствует о прогрессе и регрессе в человеческом сознании. Салафизм (ваххабизм) на Северном Кавказе это не столько насаждение «истинного ислама» и шариата, сколько обращение к новой логике в качественно новых условиях, стремление регулировать отношения понятными средствами сообразно своему традиционному правосознанию. Указанные ранее случаи несанкционированной государством реализации шариата на Северном Кавказе и апелляция к нему не могут быть истолкованы только с негативной стороны. Они позволяют осмыслить, что часть народов мусульманской ориентации отказывается принимать те пути перехода к современности, которые предлагает им государство. Несколько десятилетий назад соотечественники опасались, как бы англосаксонская или романо-германская правовые системы не одержали верх над советской социалистической. Однако, как показывает исторический опыт развития государственности России и ее правовых систем, между государственным правом, адатом и шариатом не существует непримиримых противоречий. Л.Р. Сюкияйнен полагает, что учет отдельных норм, принципов, институтов мусульманского права и включение их в правовую систему европейского образца вполне вероятная перспектива развития законодательства ряда республик в составе Российской Федерации138. В периоды реформации, подобие тому, какой переживает сегодня Россия, нигилизм в отношении традиционных порядков и исторического опыта особенно опасен139. 158 Сюкияйнен Л.Р. Шариат и мусульманско-правовая культура. М., 1997. С. 34. 1,9 Мальцев Г.В Очерк теории обычая и обычного права / Обычное право в России: проблемы теории, истории и практики. Ростов-на-Дону, 1999. С. 91. |