особенно опасен110. Бея уважения отечественного мусульманского и адатского культурноправового наследия трудно добиться эффективного регулирования отношений в этническом мусульманском социуме на Северном Кавказе. История отечественного права напоминает нам о ценности традиции правового плюрализма в многонациональной, многоконфессионной стране. Монополистические претензии государственного права на всеобъемлющую регламентацию жизни едва ли способны упорядочить отношения в обществе, в котором сильна преемственная традиция правового плюрализма, а адат и шариат сохраняют известную императивную значимость. Ислам и шариат, национальные традиции и адат на Северном Кавказе всегда оставались важной стороной процессов формирования и развития интеллектуальной и духовно-нравственной основы его народов. В процессе эволюции правосознания этносов в нем переплелись нормы адата, шариата и официального права. В этом аспекте логика и смысл постановки проблемы адата и шариата на современном этапе заключается в том, что они являются не только социальной реальностью, объективной, преемственной закономерностью, но и нередко оптимальным способом регулирования многих отношений. Мусульманам свойственно стремление к разрешению своих разногласий с помощью договорных процедур. Фактором, определяющим выбор между категорией договора и категорией принуждения, является принадлежность к мусульманской умме. При разрешении конфликта, если стороны нс делают из него «вопроса принципа», мусульманское сообщество рекомендует ограничиваться договорными процедурами. Предпочтительное применение категории договора, а не судебного принуждения, обуславливается важностью, которую в умме приобретает понятие добровольного обязательства. Оно 1,0 Мальцев Г.В. Очерк теории обычая и обычного права / Обычное право в России: проблемы теории, истории и практики. Ростов-иа-Дону, 1999. С. 91. 90 |
обусловленная опорой на личную культуру и высший авторитет. Северокавказский адат обычно выступал сводом идеалов, призванных направлять поведение людей. И лишь после включения в российскую правовую систему он, впервые в своей истории, приобрел институциональную значимость права, хотя и с определёнными ограничениями. 5. Анализ исторических этапов общественного развития народов Северного Кавказа позволяет сделать вывод о назначении в регионе устойчивого концепта религиозно правового сознания как соединения ислама с традиционными этическими установками. Правовая система ислама начинает функционировать здесь на фоне живых и действенных традиций и обычаев, зафиксированных в строгих нормах адатов. Возникает равнодействие двух правовых систем, которое и организует правовое поле на Северном Кавказе с середины 19 века. 6. Исторический опыт развития государственности России и её правовых систем показывает, что не существует непримиримых противоречий между государственным правом, адатом и шариатом. В процессе эволюции правосознание этносов на Северном Кавказе в нём переплелись нормы адата, шариата и официального права. В этом аспекте логика и смысл постановки проблемы адата и шариата на современном этапе заключается в том, что они являются не только социальной реальностью, объективной, преемственной закономерностью, но и нередко оптимальным способом регулирования многих отношений. Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что материалы диссертации могут быть использованы для дальнейшего исследования различных элементов правовой культуры, изучения проблем взаимодействия традиционных моделей правовой культуры народов Северного Кавказа. Теоретические обобщения и выводы могут быть использованы в процессе преподавания курса философии культуры, I I 137 Без уважения отечественного мусульманского и адатского культурноправового наследия трудно добиться эффективного регулирования отношений в этническом мусульманском социуме на Северном Кавказе. История отечественного права напоминает нам о ценности традиции правового плюрализма в многонациональной, многоконфессионной стране. Монополистические претензии государственного права на всеобъемлющую регламентацию жизни едва ли способны упорядочить отношения в обществе, в котором сильна преемственная традиция правового плюрализма, а адат и шариат сохраняют известную императивную значимость. Ислам и шариат, национальные традиции и адат на Северном Кавказе всегда оставались важной стороной процессов формирования и развития интеллектуальной и духовно-нравственной основы его народов. В процессе эволюции правосознания этносов в нем переплелись нормы адата, шариата и официального права. В этом аспекте логика и смысл постановки проблемы адата и шариата на современном этапе заключается в том, что они являются не только социальной реальностью, объективной, преемственной закономерностью, но и нередко оптимальным способом регулирования многих отношений. Мусульманам свойственно стремление к разрешению своих разногласий с помощью договорных процедур. Фактором, определяющим выбор между категорией договора и категорией принуждения, является принадлежность к мусульманской умме. При разрешении конфликта, если стороны не делают из него «вопроса принципа», мусульманское сообщество рекомендует ограничиваться договорными процедурами. Предпочтительное применение категории договора, а не судебного принуждения, обуславливается важностью, которую в умме приобретает понятие добровольного обязательства. Оно основано на принципе, который характеризует право в мусульманской среде: юридическая норма теряет |