93 между ними на Северном Кавказе. Это противоречие, как ни парадоксально, естественно и необходимо. В процессах динамики систем права России в Х1Х-ХХ вв. санкционирование и приоритетное использование и применение, в силу политических пристрастий, получал то адат, то шариат. Между тем, важнее было их сочетание и сотрудничество с позитивным правом государства. В конечном счете, на Северном Кавказе нормативное регулирование отношений в обществе осуществляется одновременно на основе адатского, мусульманского и российского права. Их регулятивная роль и институционная значимость исторически изменяются, но факт наличия адата и шариата в качестве правовых начал в любую эпоху несомненен. Современные колебания в значении этих систем права имеют глубокие корни в новейшей эволюции правовых идей, они питаются тем кризисом, которое переживает правосознание большой части этнического социума. Конечно, сомнения в адате и шариате высказывались и ранее, но в наше время они приобретают особый, «симптоматический» характер, свидетельствующий о некоторых важных и существенных переменах, произошедших на Северном Кавказе. Кризис современного правосознания северокавказских мусульман суннитов не означает полного отказа и отречения от прежних правовых основ. Подобно тому, как в XIX в. становление юридического плюрализма совпало с коренным изменением основ правосознания, так в наши дни поворот к отвлеченной идее традиционного права знаменует собой глубокий процесс в жизни северокавказских народов. Прежние юридические формулы и формы, традиционные верования, заимствованные из XIX в., не удовлетворяют никого более, высказываются требования нового осмысления этих правовых начал. Однако, они не только не сложились в стройную и цельную теорию, но и сама почва для них не расчищена. Идея адатского и мусульманского права остается по-прежнему весьма |
140 вует противоречие, которое носит объективный и неустранимый характер. Оно имеет место на протяжении всего исторического процесса взаимодействия между ними на Северном Кавказе. Это противоречие, как ни парадоксально, естественно и необходимо. В процессах динамики систем права России в Х1Х-ХХ вв. санкционирование и приоритетное использование и применение, в силу политических пристрастий, получал то адат, то шариат. Между тем, важнее было их сочетание и сотрудничество с позитивным правом государства. В конечном счете, на Северном Кавказе нормативное регулирование отношений в обществе осуществляется одновременно на основе адатского, мусульманского и российского права. Их регулятивная роль и институционная значимость исторически изменяются, но факт наличия адата и шариата в качестве правовых начал в любую эпоху несомненен. Современные колебания в значении этих систем права имеют глубокие корни в новейшей эволюции правовых идей, они питаются тем кризисом, которое переживает правосознание большой части этнического социума. Конечно, сомнения в адате и шариате высказывались и ранее, но в наше время они приобретают особый, «симптоматический» характер, свидетельствующий о некоторых важных и существенных переменах, произошедших на Северном Кавказе. Кризис современного правосознания северокавказских мусульман суннитов не означает полного отказа и отречения от прежних правовых основ. Подобно тому, как в XIX в. становление юридического плюрализма совпало с коренным изменением основ правосознания, так в наши дни поворот к отвлеченной идее традиционного права знаменует собой глубокий процесс в жизни северокавказских народов. Прежние юридические формулы и формы, традиционные верования, заимствованные из XIX в., не удовлетворяют никого более, высказываются требования нового осмысления этих правовых начал. Однако, они не только не сложились в стройную и цельную теорию, |