Проверяемый текст
Манкиева Хадишт Мухтаровна. Генезис правовой культуры народов Северного Кавказа (Диссертация 2006)
[стр. 94]

94 стойкой и преемственной, но понимание ее содержания расширилось, требования, предъявляемые к ней мусульманским сообществом, выросли.
В современной российской правовой действительности мусульманское право не выступает элементом правовой системы.
Однако, анализ нынешних проблем развития правового порядка на Северном Кавказе в аспекте влияния на него шариатского наследия ставит ряд вопросов, касающихся его нормативнорегулятивной значимости.
Исламская и национальная правовые системы (шариат и адат), российские правовые институты в целом активно взаимодействуют, прежде всего, на уровне правосознания северокавказского мусульманского сообщества.
Важно иметь в виду, что само право народов Северного Кавказа сложилось и эволюционирует под решающим воздействием отечественных правовых моделей.
Включение положений шариата и адата в нормативно-правовые акты Российской империи в XIX в.
и Советского государства в XX в.
актуализирует проблему трансформации мусульманского и адатского права и его роли в современной правовой системе.
Принятие в прежние годы в отечественном государстве законов, легализующих положение шариата, привело к существенным изменениям содержания мусульманского права.
Включение норм и институтов адатского права и отдельных норм шариата в нормативно-правовые акты можно считать формой их систематизации.
Эти нормы были подчинены общему смыслу законодательства Российского государства, и поэтому, отчасти, утратили свою традиционную специфику.
В целом взаимодействие адата и шариата с российским правом в вышеуказанные периоды происходило в нескольких основных формах: параллельное регулирование сходных вопросов в отношении мусульман; включение мусульманских и адатских правовых норм, принципов и институтов в государственное законодательство; синтез адатских, мусульманских и российских правовых
институтов, в частности, в уголовно-процессуальной сфере в виде принятия оригинальных нормативных актов, которые, по сути, не могут быть отнесены ни к мусульманскому, ни к европейскому законодательству.
[стр. 141]

но и сама почва для них не расчищена.
Идея адатского и мусульманского права остается по-прежнему весьма стойкой и преемственной, но понимание ее содержания расширилось, требования, предъявляемые к ней мусульманским сообществом, выросли.
В современной российской правовой действительности мусульманское право не выступает элементом правовой системы.
Однако, анализ нынешних проблем развития правового порядка на Северном Кавказе в аспекте влияния на него шариатского наследия ставит ряд вопросов, касающихся его нормативно-регулятивной значимости.
Исламская и национальная правовые системы (шариат и адат), российские правовые институты в целом активно взаимодействуют, прежде всего, на уровне правосознания северокавказского мусульманского сообщества.
Важно иметь в виду, что само право народов Северного Кавказа сложилось и эволюционирует под решающим воздействием отечественных правовых моделей.
Включение положений шариата и адата в нормативно-правовые акты Российской империи в XIX в.
и Советского государства в XX в.
актуализирует проблему трансформации мусульманского и адатского права и его роли в современной правовой системе.
Принятие в прежние годы в отечественном государстве законов, легализующих положение шариата, привело к существенным изменениям содержания мусульманского права.
Включение норм и институтов адатского права и отдельных норм шариата в нормативно-правовые акты можно считать формой их систематизации.
Эти нормы были подчинены общему смыслу законодательства Российского государства, и поэтому, отчасти, утратили свою традиционную специфику.
В целом взаимодействие адата и шариата с российским правом в вышеуказанные периоды происходило в нескольких основных формах: параллельное регулирование сходных вопросов в отношении мусульман; включение мусульманских и адатских правовых норм, принципов и институтов в государственное законодательство; синтез адатских, мусульманских и российских правовых
141

[стр.,142]

142 институтов, в частности, в уголовно-процессуальной сфере в виде принятия оригинальных нормативных актов, которые, по сути, не могут быть отнесены ни к мусульманскому, ни к европейскому законодательству.
Становление в связи с этим данного феномена на Северном Кавказе отражает формирование модели национальной правовой культуры, в котором сочетаются адатская, мусульманская и европейская правовые ценности.
Динамика этого процесса не прервалась в настоящее время, массовое правосознание северокавказского этнического социума продолжает во многом ориентироваться на традиционные ценности.
Его развитие сопровождается актуализацией мусульманско-правовой культуры в России, одним из факторов которой, как отмечает Л.Р.
Сюкияйнен, является необходимость для мусульман дать оценку тем или иным современным реалиям с позиций шариата144.
Нормы мусульманского права с точки зрения самой их «плоти» в толковании мусульманина, в их соотношении с жизнью и юридической практикой имеют социальную значимость.
Акцентируя внимание на современном шариате как внеинституционном образовании, на том, что в настоящее время он не выступает в качестве «силового» формального нормативного регулятора, нельзя упускать из поля зрения, что мусульманское право на Северном Кавказе имеет «второе измерение».
Оно представляет собой явление духовной жизни его народов, содержит критерии поведения людей, суждения о ценностях и в этом аспекте должно быть охарактеризовано в качестве духовно-интеллектуального фактора.
На этом основании можно сделать вывод концептуального характера: шариат и адат являются не только юридическими инструментами нормативными образованиями.
Социально-нормативные черты данных феноменов заключены и в другом их измерении, в котором они осмысливаются как явление духовной Сюкияйнен Л.Р.
Найдется ли место шариату в российской правовой системе? / Ислам на постсоветском пространстве: взгляд изнутри.
М., 2001.
С 27.

[Back]