Проверяемый текст
Манкиева Хадишт Мухтаровна. Генезис правовой культуры народов Северного Кавказа (Диссертация 2006)
[стр. 98]

98 современной отечественной правовой панораме.
Присущая им регулятивная энергия выражается в активных формах воссоздания в мусульманских сообществах на Северном Кавказе неформальной шариатской юстиции и апелляции к мусульманским правовым принципам и ценностям.
Это является одним из выражений социальной активности людей.
Однако даже сдержанное признание того, что феномен шариата на период до полного становления новой отечественной правовой системы призван лишь отчасти совмещаться в северокавказских мусульманских сообществах с позитивным правом России, не является точной и верной оценкой.
Проблема шариата из юридически значимого явления перешла в политическую плоскость и вследствие этого приобрела
идеологически-иравовой смысл.
Вопрос о возможности включения в российскую правовую систему норм шариата или о допустимости их действия вне этой системы возник вследствие актуализации мусульманско-правовой культуры в России в
целом120 и обусловлен фактором преемственности исламской интеллектуально-правовой традиции на Северном Кавказе в частности.
До недавнего времени, как показал опыт советского права второй половины XX в., в науке и на практике демонстрировалось устойчиво отрицательное отношение к этому правовому наследию.
Вместе с тем рост религиозного и национального самосознания северокавказских мусульман является фактором, лежащим в основе неформальной реализации мусульманским этническим социумом положений шариата, как
универсальной социально-нормативной системы.
Она занимает высокое место в жизни мусульманских сообществ, которая построена на безусловном признании высшей значимости в жизненных делах традиционных правовых ценностей и идеалов.
Эта проблема зримо существует в обществе и государстве, требует не только теоретического осмысления, но практического обозначения правового
120 Сюкияйнен Л.Р.
Найдется ли место шариату в российской правовой системе? / Ислам на постсоветском пространстве: взгляд изнутри.
М., 2001.
С 27.

>
[стр. 145]

145 В сложном двухвековом процессе взаимодействия права России с адатским и мусульманским правом, когда в деятельности правоприменительных органов (прежде всего органов правосудия) на Северном Кавказе сформировался дуализм правовой системы, выработались факторы, которыми обусловлена объективная преемственность адата и шариата и в современной отечественной правовой панораме.
Присущая им регулятивная энергия выражается в активных формах воссоздания в мусульманских сообществах на Северном Кавказе неформальной шариатской юстиции и апелляции к мусульманским правовым принципам и ценностям.
Это является одним из выражений социальной активности людей.
Однако даже сдержанное признание того, что феномен шариата на период до полного становления новой отечественной правовой системы призван лишь отчасти совмещаться в северокавказских мусульманских сообществах с позитивным правом России, не является точной и верной оценкой.
Проблема шариата из юридически значимого явления перешла в политическую плоскость и вследствие этого приобрела
идеологическиправовой смысл.
Вопрос о возможности включения в российскую правовую систему норм шариата или о допустимости их действия вне этой системы возник вследствие актуализации мусульманско-правовой культуры в России в
целом149 и обусловлен фактором преемственности исламской интеллектуально-правовой традиции на Северном Кавказе в частности.
До недавнего времени, как показал опыт советского права второй половины XX в., в науке и на практике демонстрировалось устойчиво отрицательное отношение к этому правовому наследию.
Вместе с тем рост религиозного и национального самосознания северокавказских мусульман является фактором, лежащим в основе неформальной реализации мусульманским этническим социумом положений шариата, как
М9Сюкияйнен Л.Р.
Найдется ли место шариату в российской правовой системе? / Ислам на постсоветском пространстве: взгляд изнутри.
М., 2001.
С 27.


[стр.,146]

146 универсальной социально-нормативной системы.
Она занимает высокое место в жизни мусульманских сообществ, которая построена на безусловном признании высшей значимости в жизненных делах традиционных правовых ценностей и идеалов.
Эта проблема зримо существует в обществе и государстве, требует не только теоретического осмысления, но практического обозначения правового
пространства шариата в российской правовой действительности.
Между сторонниками официального закрепления традиционного для мусульман порядка социально-нормативного регулирования и его оппонентами существуют разноречивые взгляды.
Ю.А.
Ляхов, не отрицая того, что на Северном Кавказе «разумный учет традиций, правильная опора на них может привести к эффективному правовому регулированию», возражает против того, чтобы «втискивать нынешние общественные отношения в шариатские нормы» и «исламизации государственной жизни»150.
Д.Ю.
Шапсугов подчеркивает, что традиционное право на Северном Кавказе «сохраняет и сегодня достаточно мощный регулятивный потенциал, проявляющий себя наряду, а иногда в противовес нормативно-правовым актам государства»151.
Л.Р.
Сюкияйнен логично предлагает не абсолютизировать крайность позиций, одна из которых видит шариат в качестве альтернативы действующему праву, а другая исходит из необходимости найти место шариатским корням в рамках российской правовой системы.
Такой вывод подтверждается примерами практики введения норм шариата в России в последние годы и анализом программных установок некоторых исламских 150Ляхов Ю.А.
Методологические проблемы изучения и использования обычного права / Обычное право в России: проблемы теории, истории и практики.
Ростов-на-Дону, 1999.
С.
254,256.
151 Шапсугов Д Ю.
Обычное право и его роль в правовом развитии общества / Обычное право в России: проблемы теории, истории и практики.
Ростов-на-Дону, 1999.
С.250.

[Back]