99 пространства шариата в российской правовой действительности. Между сторонниками официального закрепления традиционного для мусульман порядка социально-нормативного регулирования и его оппонентами существуют разноречивые взгляды. Ю.А. Ляхов, не отрицая того, что на Северном Кавказе «разумный учет традиций, правильная опора на них может привести к эффективному правовому регулированию», возражает против того, чтобы «втискивать нынешние общественные отношения в шариатские нормы» и «исламизации государственной жизни»121 *. Д.Ю. Шапсугов подчеркивает, что традиционное право на Северном Кавказе «сохраняет и сегодня достаточно мощный регулятивный потенциал, проявляющий себя наряду, а иногда в противовес нормативно-правовым актам 122 государства» . Л.Р. Сюкияйнен логично предлагает не абсолютизировать крайность позиций, одна из которых видит шариат в качестве альтернативы действующему праву, а другая исходит из необходимости найти место шариатским корням в рамках российской правовой системы. Такой вывод подтверждается примерами практики введения норм шариата в России в последние годы и анализом программных установок некоторых исламских организаций, а также законодательных инициатив в этой сфере123. Мотивацией к обоснованию попыток легализации норм шариата на Северном Кавказе является распространенная практика разрешения споров и конфликтов в мусульманских этнических сообществах вне государственных органов правосудия с помощью традиционных судебно-правовых институтов. В нашем современном обществе, где право, на первый взгляд, сводится к праву государства, правосудие видится прерогативой государственных органов, 121 Ляхов Ю.А. Методологические проблемы изучения и использования обычного права / Обычное право в России: проблемы теории, истории и практики. Ростов-на-Дону, 1999. С. 254,256. [ п Шапсугов Д.Ю. Обычное право и его роль в правовом развитии общества / Обычное право в России: проблемы теории, истории и практики. Ростов-на-Дону, 1999. С.250. 123 Сюкияйнен Л.Р. Найдется ли место шариату в российской празовой системе? / Ислам на постсоветском пространстве: взгляд изнутри. М., 2001. С 28-29. |
4 исторические судьбы. В этом плане углублённое исследование правовой культуры народов Северного Кавказа, особенностей и своеобразия их юридических традиций важно не только для восполнения существующих проблем в освещении отечественной правовой истории, но и для восстановления научной истины и объективного подхода к российской традиции права. Многими видными учеными1, отмечается, что традиционные системы права и сегодня сохраняют мощный ругулятивный потенциал, проявляющий себя часто наряду, а иногда в противовес нормативно правовым актам государства. Современное правосознание северокавказских народов, характер правоотношений в них не исключают определённой значимости правовых ценностей и идей прошлого. Адат и шариат и сейчас выступают в мусульманских сообществах в качестве самодовлейщих феноменов, детерминантой правового мышления, преемственной частью системы правовых ценностей. С этой точки зрения они являются социально обусловленными. Невнимание к правовым пластам народов Северного Кавказа ведёт к ряду нежелательных последствий. Игнорируется, по сути, принцип преемственности в праве. Заметим также, что важно не только обнаружить преемственность правовых идей и юридических традиций, но и проанализировать сам процесс воздействия северокавказской правовой культуры прошлого на современную действительность, влияние правовых воззрений и традиций минувшей истории на формирование правового сознания людей сегодняшнего дня. Речь идет не о правоведческом, а именно о философском, и говоря 'Шапсугов Д Ю. Обычное право и его роль в правовом развитии общества / Обычное право в России: проблемы теории, истории и практики. Ростов-на-Дону, 1999, Мальцев Г.В. Очерк теории обычая и обычного права / Обычное право в России: проблемы теории, истории и практики. -Ростов-на-Дону, 1999. 91 норма, по разделяемому с Г.В. Мальцевым мнению, отвечает внешним структурным признакам «трехчленной схемы», принятой сегодня теорией права относительно юридической нормы, выраженной в законе74. Адат, как социокультурный феномен, содержит в себе ряд стабильных, профилирующих признаков, характеризующих его как право. На этом настаивает Д.Ю.Шапсугов, оперируя предложенной им методикой идентификации обычного права, адат можно определить как систему, включающую право объективное и субъективное, материальное и процессуальное, имеющую механизм внутреннего и внешнего обеспечения75. Анализ имеющихся сводов документов дает основание в целом утверждать, что адат является нормативно-регулятивной системой. Адатское право определяет отношения между индивидом и обществом, к которому он принадлежит. Оно является юридическим измерением существующих в обществе проблем и предназначено для универсального применения. Право, как социальный институт, прошло в своем развитии три этапа, проделав путь от первоначальной фрагментарности до современной зрелости76. Так и формирование адатского права на Северном Кавказе длительный исторический процесс, осложненный особенностями развития народов, спецификой влияния мусульманской религии и права. Адат у северокавказских народов надо рассматривать как рациональный итог многовекового развития. Общие черты возникновения систем адатов у северокавказских народов на начальных стадиях цивилизации настолько схожи, что о них можно говорить единообразно. В условиях перехода от позднеродового к раннеклассовому обществу в XVIXVII вв. на Северном Кавказе утверждаются правовые образования, 74 Мальцев Г.В. Указ. раб. С.22. 75 Шапсугов Д Ю. Обычное право и его роль в правовом развитии общества / Обычное право в России: проблемы теории, истории и практики. Ростов-на-Дону, 1999. С. 251. 76$е]2Л!ск Р. ТЬе $осю1о§у о(Хаш // МеПоп К.К., Вгоопг Ь, СоПгеП Ь.5.,е<18. ЗосЫо^у Тобау: РгоЫешз апб Рго$рсс1$, Ые\у Уогк, 1959. Р. 115-127 146 универсальной социально-нормативной системы. Она занимает высокое место в жизни мусульманских сообществ, которая построена на безусловном признании высшей значимости в жизненных делах традиционных правовых ценностей и идеалов. Эта проблема зримо существует в обществе и государстве, требует не только теоретического осмысления, но практического обозначения правового пространства шариата в российской правовой действительности. Между сторонниками официального закрепления традиционного для мусульман порядка социально-нормативного регулирования и его оппонентами существуют разноречивые взгляды. Ю.А. Ляхов, не отрицая того, что на Северном Кавказе «разумный учет традиций, правильная опора на них может привести к эффективному правовому регулированию», возражает против того, чтобы «втискивать нынешние общественные отношения в шариатские нормы» и «исламизации государственной жизни»150. Д.Ю. Шапсугов подчеркивает, что традиционное право на Северном Кавказе «сохраняет и сегодня достаточно мощный регулятивный потенциал, проявляющий себя наряду, а иногда в противовес нормативно-правовым актам государства»151. Л.Р. Сюкияйнен логично предлагает не абсолютизировать крайность позиций, одна из которых видит шариат в качестве альтернативы действующему праву, а другая исходит из необходимости найти место шариатским корням в рамках российской правовой системы. Такой вывод подтверждается примерами практики введения норм шариата в России в последние годы и анализом программных установок некоторых исламских 150Ляхов Ю.А. Методологические проблемы изучения и использования обычного права / Обычное право в России: проблемы теории, истории и практики. Ростов-на-Дону, 1999. С. 254,256. 151 Шапсугов Д Ю. Обычное право и его роль в правовом развитии общества / Обычное право в России: проблемы теории, истории и практики. Ростов-на-Дону, 1999. С.250. |