Проверяемый текст
Ярных, Марина Владимировна; Местные советы Удмуртии в период реформирования (Диссертация 2006)
[стр. 117]

19 марта 1986 г.
на страницах газеты «Восточно-Сибирская правда» в рубрике «По наказам избирателей» о деятельности городского Совета, исполкома и народных депутатов города Усть-Илимска за прошедшую пятилетку отчитывался член Усть-Илимского горисполкома Г.
Муравьев.
Он отметил, что в минувшей пятилетке городской Совет, его депутаты работали над выполнением 156 наказов избирателей.
Все они выполнены.
Исполнительный комитет выработал определенную систему работы с депутатскими группами и направлял их работу так, чтобы они постоянно имели тесный заинтересованный контакт с жителями города, его микрорайонов.
Усилия депутатов областного Совета способствовали улучшению медицинского обслуживания жителей Бодайбинского, Мамско-Чуйского, Нижнеилимского и других районов области.
Появились новые больницы, амбулатории и поликлиники.
Одной из важных форм работы депутатов являлся депутатский запрос.
К сожалению, из-за недостаточной личной заинтересованности отдельных депутатов таких запросов поступало крайне мало; Это одна из причин невыполнения ряда наказов, имеющих большое культурно-социальное значение.
В самой деятельности местных Советов наблюдалось фактическое подчинение их исполкомам.
Исполком и его председатель руководили работой Совета, осуществляли подготовку перечня вопросов для обсуждения и
проекта решений.
На сессиях местных Советов депутаты лишь «единогласно» голосовали за подготовленные аппаратом решения.
Такое положение обеспечивалось законодательно закрепленными за ними полномочиями по организации работы местных Советов (созыв сессий, координация постоянных комиссий),
а также регулярной деятельностью исполкомов и наличием профессионального аппарата чиновников-управленцев [34].
Принцип демократического централизма, перенесенный из партийной жизни в практику государственного строительства, во-первых, выступал как принцип разделения труда между Советами различных уровней.
Он определял характер отношений в системе Советов, обеспечивал ее организационное
един117
[стр. 63]

50% соответственно и неполное среднее 3% и 0,5%.
Депутаты с высшим образованием в местных Советах УЛССР 16-го созыва (1977г.) составляли 20% от общего числа, в 1980г.
22,6%, в 1982г.
24,2%, в 1985г.
25,9%, а в 1987г.
26,7%.
Среднее образование имели соответственно 46,4% (1977г.), 51,9% (1980г.), 56,4% (1982г.), 61,5% (1985г.), 64% (1987г.) депутатов30.
Оставшаяся часть имела либо неполное среднее, либо начальное образование.
На уровне городских Советов депутаты, имеющие высшие образование, составляли в 1977г.
26,4%, среднее 55,1% от общей численности, в 1980г.
28,1% и 63,1% соответственно, в 1982г.
30,9% и 64,7%, в 1985г.
-30,3% и 67%, в 1987г.
31,6% и 65,8%3 1 .
При этом в составе городских Советов в 1977-1984 гг.
депутатов, имеющих лишь начальное образование, не было.
В 1985г.
и 1987г.
этот показатель составил 0,1%32об общей численности депутатов.
Таким образом, в Советах всех уровней были полно представлены все группы населения, что соответствовало общесоюзной практике формирования советских структур.
Действовала стандартная схема, регулирующая процентное соотношение депутатского корпуса по образовательному, половому', национальному, профессиональному и другим принципам, так что состав Советов был примерно одинаков.
В самой деятельности местных Советов наблюдалось фактическое подчинение их исполкомам.
Исполком и его председатель руководили работой Совета, осуществляли подготовку перечня вопросов для обсуждения и
проекты решений.
На сессиях местных Советов депутаты лишь «единогласно» голосовали за подготовленные аппаратом решения.
Такое положение обеспечивалось законодательно закрепленными за ними полномочиями по организации работы местных Советов (созыв сессий, координация постоянных комиссий
и др.), а также регулярной деятельностью исполкомов и наличием профессионального аппарата чиновников-управленцев.
В связи с этим в общественной науке даже получил распространение тезис о том, что под местным органом советской власти следует понимать в совокупности как собственно Совет, состоящий из избранных народом 62

[стр.,64]

депутатов и работающий в сессионном порядке, так и исполком33.
При этом в самих Советах значительное число депутатов являлись работниками исполнительных комитетов, а многие работники исполкомов были избраны депутатами.
Значительную часть избранных депутатов ВС УАССР 11-го созыва составляли лица, совмещающие депутатские обязанности с руководящей работой в партии 15,5%, с работой в исполнительных комитетах 19,5%, являлись руководителями министерств, госкомитетов, ведомств 9% или руководителями предприятий и организаций 5%34.
Иными словами, руководители и работники исполкома и других исполнительных органов, будучи депутатами («по должности»), должны были «контролировать» сами себя.
Это во многом объясняло практику фактического подчинения Советов управленческому аппарату.
Принцип демократического централизма, перенесенный из партийной жизни в практику государственного строительства, во-первых, выступал как принцип разделения труда между Советами различных уровней.
Он определял характер отношений в системе Советов, обеспечивал ее организационное
единство, проявлялся в системе связей Советов с населением35.
Начало централизма в распределении функций между Советами различтпых уровней выражалось в том, что в ведении вышестоящих Советов в первую очередь сосредоточивалось нормотворчество и планово-регулирующая деятельность.
Во взаимоотношениях Советов централизм проявлялся в осуществлении вышестоящими Советами руководства деятельностью нижестоящих органов власти, обязательность решений более крупных Советов для нижестоящих, подотчетность нижестоящих Советов вышестоящим.
Ярким выражением организационно-правовых положений демократического централизма являлось двойное подчинение исполнительных органов местных Советов.
Они были обязаны руководствоваться решениями соответствующего Совета, а также подчиняться вышестоящему исполнительному и распорядительному органу.
Это преследовало цель обеспечения централизации государственного управления, прежде всего в вопросах планирования и бюджетно-финансовой деятельности.
63

[Back]