Проверяемый текст
Буров, Алексей Никитович; Местное самоуправление в России (Диссертация 2000)
[стр. 182]

в Положении об органе общественного самоуправления относились к его компетенции.
В случаях отказа в регистрации, нарушений его прав и разногласий с местными организациями общественный орган
обращался в вышестоящий Совет или суд и требовал восстановления нарушенных прав.
Серьезное практическое значение имело также положение об установлении сферы совместной компетенции профессиональных и общественных органов местного самоуправления и определение круга вопросов, решения по которым нельзя принимать без согласования.

В работе Советов Иркутской области наметилось значительное повышение активности самодеятельных общественных формирований.
Это обстоятельство было широко использовано социально активной частью общества и привело к созданию во многих регионах комитетов и Советов территориального
самоуправления.
Во всех 14 городах областного подчинения и 7 районах возникли ТОСы.
Намного сложнее шел этот процесс в поселках и селах.
Только в 3 из 64 поселках возникли ТОСы [175].
Опираясь на соответствующие положения сначала союзного, а затем российского
законодательства о местном самоуправлении, на опыт уличных и домовых комитетов, инициативные группы приложили большие усилия в поиске и утверждении новых форм организации населения по месту жительства.
Показателем жизненной необходимости общественных объединений по месту жительства
являлось их распространение.
В 1993 г.
в Иркутской области функционировало 29 Комитетов и советов общественного самоуправления, «а в целом по России количество таких и подобных им структур исчислялись несколькими тысячами» [176].
Ведущими направлениями деятельности большинства общественных органов самоуправления
были благоустройство территории, социальная работа и контроль деятельности предприятий и учреждений торговли и бытового обслуживания.
Вместе с тем местные Советы допускали в своей деятельности определенные нарушения.

Одной из главных причин неправомерного поведения представительных органов и администраций местного самоуправления стал низкий 182
[стр. 261]

261 В отличие от совета, регламентирующего общие принципы организации общественного самоуправления, местная администрация в этот период брала на себя практическую деятельность.
Она предоставляла им помещения, открывала банковские счета, выдавала печати, осуществляла финансирование, передавала объекты муниципальной собственности.
К сожалению, эта деятельность не подкреплялась более детальным правовым регламентированием, что открывало широкие возможности давления на территориальные органы местного самоуправления со стороны соответствующих администраций.
Важными показателями и условиями нового, более высокого статуса органов территориального общественного самоуправления в этот период следует считать наделение их собственной компетенцией и закрепление гарантий.
Местный совет и администрация были не вправе вмешиваться в вопросы, которые в Положении об органе общественного самоуправления относились к его компетенции.
В случаях отказа в регистрации, нарушений его прав и разногласий с местными организациями общественный орган
мог обратиться в вышестоящий совет или суд и потребовать восстановления нарушенных прав.
Серьезное практическое значение имело также положение об установлении сферы совместной компетенции профессиональных и общественных органов местного самоуправления и определение круга вопросов, решения по которым нельзя принимать без согласования.

Завершая рассмотрение вопросов взаимодействия профессиональных и общественных органов в системе местного самоуправления, следует отметить прежде всего значительное повышение активности самодеятельных общественных формирований.
Это обстоятельство было широко использовано социально активной частью общества и привело к созданию во многих регионах комитетов и советов территориального
общественного самоуправления.
Только в Москве за короткий срок в период с 1990 по 1992 год было создано около 400 таких органов.
В Волгограде сеть КТОСов охватила весь Центральный район, в Тольятти весь город.


[стр.,269]

269 предложений берновских депутатов реализованными оказалась лишь мероприятия по организации летнего лагеря при сельской школе.
В то же время была отмечена необходимость и возможность усиления организаторской и координаторской роли сельского совета в объединении сил и средств хозяйствующих субъектов и жителей для создания коммунальной службы при сельском совете, а так же вопрос о содержании детского сада на паевых началах.
[17J Однако в городах прослеживалась противоположная тенденция.
В них широко шел процесс формирования органов территориального общественного самоуправления при жилищных комплексах, микрорайонах, кварталах, поселках.
Опираясь на соответствующие положения сначала союзного, а затем российского
закона о местном самоуправлении, на опыт уличных и домовых комитетов, инициативные группы горожан приложили большие усилия в поиске и утверждении новых форм организации населения по месту жительства.
Наиболее типичным примером в этом отношении представлялся микрорайон Братеево г.
Москвы.
Состоявшаяся здесь конференция микрорайона избрала тайным голосованием Комитет общественного самоуправления в количестве 55 человек, а также приняла соответствующее положение.
Подобные комитеты создавались затем в ряде районов Москвы и в других городах Российской федерации: Санкт-Петербурге, Свердловске, Челябинске, Архангельске, Новосибирске, Находке.
Успешно проходила организация территориального общественною самоуправления в городе Камышине Волгоградской области.
Здесь летом 1990 года сессия городского совета приняла решение о создании ТОССов территориальных общественных советов самоуправления.
Этому предшествовала серьезная подготовительная работа по изучению опыта организации общественного самоуправления в Москве, Ленинграде, в городе Гиршкине Ленинградской области.
Нововведение прорабатывалось в депутатских группах, обсуждалось в постоянных комиссиях, в кругу

[стр.,271]

271 выделяли на их нужды Хлопчатобумажный комбинат, Управление буровых работ и другие предприятия.
[19] В Краснодаре комитет общественного самоуправления микрорайона «Юбилейный» возник по инициативе депутатов.
Постепенно КТОС добился того, что все вопросы развития микрорайона стали согласовываться с представительством его жителей.[20] Показателем жизненной необходимости общественных объединений по месту жительства является степень их распространения.
В 1993 году «только в Москве функционировало уже более пятисот комитетов и советов общественного самоуправления, а в целом по России количество таких и подобных им структур исчислялись несколькими тысячами».
[21] Ведущими направлениями деятельности большинства общественных органов самоуправления стали благоустройство территории, социальная работа и контроль деятельности предприятий и учреждений торговли и бытового обслуживания.
Вместе с тем местные советы допускали в своей деятельности определенные нарушения.

К наиболее распространенным из них относились самоуправное вмешательство представителей власти в хозяйственную деятельность предприятий, объединений и организаций.
Особенно часто такие факты встречались в Башкортостане, Мордовии, в Астраханской, Кемеровской и Ростовской областях.
Так, только в Семикаракорском районе Ростовской области за период с 26 декабря 1991 года по март 1992 года прокурором было опротестовано 13 такого рода незаконных постановлений главы администрации.
Распространенным видом правонарушений являлось запрещение вывоза промышленной и сельскохозяйственной продукции за пределы «своих» территорий.
Хотя такие решения местных органов самоуправления явно нарушали законодательство о едином экономическом пространстве и свободе торговли, они широко практиковались в Волгоградской, Кировской, Самарской и ряде других областей.

[Back]