Проверяемый текст
Ярных, Марина Владимировна; Местные советы Удмуртии в период реформирования (Диссертация 2006)
[стр. 210]

предпринятые меры носили косметический характер и оказались явно недостаточными.
Предпринятые в первые годы перестройки (1985-1986 гг.) попытки преобразований не принесли существенных перемен в положение местных Советов, но наметили определенные сдвиги в теоретическом осмыслении проблем статуса местных Советов.

Процесс реорганизации местных Советов совпал с первыми шагами рыночных реформ, которые носили болезненный характер, в частности, это было связано с недостаточной материально-финансовой базой местного самоуправления.
Для того чтобы осмыслить и выработать стратегию и тактику развития городов крупнейшего региона Иркутск стал родоначальником «Ассоциации сибирских городов».
От Иркутской области в нее вошли города Усть-Илимск, Братск, Усолье-Сибирское, Иркутск.
Диспропорции между экономическим и социальным развитием области к середине 1980-х гг.
не только отразилась на общей численности населения, но и подорвала доверие населения к местным властям.
По инициативе обкома партии были разработаны меры по преодолению негативных явлений, которые легли в основу Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР по комплексному развитию производительных сил области.
Создание АПК, развитие потребительской кооперации в целом не могли исправить положение в области, т.к.
отдельные Советы проявляли инертность и безынициативность, с предубеждением относились к самой идее создания кооперативов.
Иркутская область, обладающая большим объемом промышленного производства, отставал по выпуску товаров народного потребления.
j С середины 1980-х гг.
стали предъявляться более высокие требования к депутатам.
Новые формы сессионной деятельности, повышение активности депутатов в предсессионный и сессионный период, рассматривались, как возможность повысить авторитет Советов, но вопрос о профессионализме депутатской деятельности в целом не ставился, так как это противоречило бы ленинской концепции о поголовном привлечении всех трудящихся к управлению.
210
[стр. 73]

профессионализме депутатской деятельности в целом нс ставился, так как это противоречило бы ленинской концепции о поголовном привлечении всех трудящихся к управлению.
Недостатки организационно-массовой работы Советов были также связаны с общими принципами их формирования и деятельности.
Предполагалась строгая регламентация отбора депутатов и избирательного процесса.
Сформированный таким образом депутатский состав заведомо был обречен на пассивность, превращая Советы не во власть, а в средство манипуляции партийными органами.
Проводившиеся Институтом государства и права АН СССР и Всесоюзным юридическим заочным институтом социологические исследования показывали, что 29,5% депутатов никогда не выступали на сессиях; 18%~ при условии, что затрагивались их интересы.
17% депутатов объясняли это своей застенчивостью, а 6% —отсутствием ораторского искусства.
21% депутатов ссылались па незаинтересованность в работе Советов, формальное протекание сессий68.
Представленные данные позволяли выделить 3 причины пассивности депутатов на сессиях: формальный характер подготовки и проведения сессий, отсутствие четкого понимания смысла сессионной работы и неподготовленность ряда депутатов к работе с аудиторией.
Не отличались активностью и депутаты местных, в частности городских, Советов УАССР, В среднем в 1980-е гг.
в Ижевском городском Совете на сессиях выступали 8,5% от общей численности депутатов, в Сарапульском горсовете 17-20%, Глазовском 20%, Боткинском 23%, Можтшжом 30%.
Наивысшие показатели имели место в городском Совете республиканского подчинения г.
Камбарки 56%.
В районных Советах г.
Ижевска наблюдалась следующая картина; Ленинский районный Совет 14-18% депутатов, выступавших на сессии, Октябрьский 12-15%, Первомайский 15%, Индустриальный 14,5%69.
Значительно изменилась ситуация в местных Советах 19-го созыва (1985-1987 гг.).
Численность выступавших депутатов на сессиях городских и районных в городе Советов значительно сократилась.
В Устиновском горсовете 72

[стр.,186]

предприятий и организаций, размещавшихся на территории какого-либо Совета, были ему не подвластны, ибо имели отраслевое, ведомственное подчинение.
Значительную часть промышленного потенциала УАССР составляли предприятия и организации ВПК и машиностроения, выведенные из-под контроля местных властей и находившиеся в союзном и российском подчинении.
В силу этого хозяйственные руководители, опираясь на свои трудовые коллективы и финансово-экономическую мощь своих предприятий, фактически не признавали над собой власти первичных советских структур.
Предпринятые в первые годы перестройки (1985-1986 гг.) попытки преобразований не принесли существенных перемен в положение местных Советов, но наметили определенные сдвиги в теоретическом осмыслении проблемы статуса местных Советов.

В 1987г.
были предприняты первые мероприятия по реформированию Советов реформа избирательной системы, расширение гласности в работе Советов, их хозяйственной и финансовой самостоятельности, вслед за которыми началось осуществление политической реформы в целом.
На первый план в концепции выдвигалась структурная перестройка системы Советов с целью решения проблемы их полновластия.
Наделения органов власти новыми функциями не предполагалось.
Советы сохраняли статус рабочей корпорации, но власть в них должна была осуществляться по двум направлениям законодательному и исполнительному.
Задача реформы, таким образом, состояла в создании условий и гарантий для механизма осуществления Советами своих функций.
При этом не был проработан вопрос о готовности Советов эффективно осуществлять все властные полномочия.
С одной стороны, альтернативные выборы 1989-1990 гг.
привели к появлению в Советах депутатских фракций, что превратило последние в арену острой политической борьбы.
Оказалось, что Советы не владеют тактикой парламентских действий, плохо приспособлены для работы в условиях плюрализма и становящейся многопартийности.
С другой стороны, дело усугублялось слабостью экономической базы Советов.
Несмотря на то, что первые решения по усилению 186

[Back]