Проверяемый текст
Ярных, Марина Владимировна; Местные советы Удмуртии в период реформирования (Диссертация 2006)
[стр. 211]

Недостатки организационно-массовой работы Советов Иркутской области также были связаны с общими принципами их формирования и деятельности, недостаточной образовательной и профессиональной подготовкой части депутатов, особенно в районных и сельских Советах.
Сформированный по строгой регламентации со стороны обкома, горкома, райкома партии депутатский состав заведомо был обречен на пассивность, превращая Советы в средство манипуляции партийными органами.
Реформаторский порыв руководства КПСС не смог ко второй половине 1980-х гг.
разрешить назревшие проблемы: совершенствование управления деятельностью отраслей, непосредственно связанных с удовлетворением нужд местного населения; улучшение использования природных и вторичных ресурсов; усиление заинтересованности Советов народных депутатов в повышении эффективности работы объединений, предприятий и организаций; развитие демократических начал в работе Советов народных депутатов и укрепление аппарата советских работников.
Процессы развития советского общества оставались настолько неэффективными, что руководство партии и страны было вынуждено принять более решительные действия в области «ремонта» органов государственной власти.
По реформе 1987 г.
Советы сохраняли статус рабочей корпорации, но
при этом не был проработан вопрос об эффективности властных полномочий.
С одной стороны, альтернативные выборы 1989-1990 гг.
привели к появлению в Советах депутатских фракций, что превратило последние в арену острой политической борьбы.
Оказалось, что Советы не владеют тактикой парламентских действий, плохо приспособлены для работы в условиях плюрализма и становящейся многопартийности.
С другой стороны, дело усугублялось слабостью экономической базы Советов.
Несмотря на то, что первые решения по усилению
Советов, принятые в 1986-1988 гг., были направлены на повышение роли Советов в управлении процессами экономической и социальной жизни, на укрепление их материальной базы за счет отчислений предприятий, находящихся на территории Советов, и средств, поступающих в местные бюджеты за пользо211
[стр. 186]

предприятий и организаций, размещавшихся на территории какого-либо Совета, были ему не подвластны, ибо имели отраслевое, ведомственное подчинение.
Значительную часть промышленного потенциала УАССР составляли предприятия и организации ВПК и машиностроения, выведенные из-под контроля местных властей и находившиеся в союзном и российском подчинении.
В силу этого хозяйственные руководители, опираясь на свои трудовые коллективы и финансово-экономическую мощь своих предприятий, фактически не признавали над собой власти первичных советских структур.
Предпринятые в первые годы перестройки (1985-1986 гг.) попытки преобразований не принесли существенных перемен в положение местных Советов, но наметили определенные сдвиги в теоретическом осмыслении проблемы статуса местных Советов.
В 1987г.
были предприняты первые мероприятия по реформированию Советов реформа избирательной системы, расширение гласности в работе Советов, их хозяйственной и финансовой самостоятельности, вслед за которыми началось осуществление политической реформы в целом.
На первый план в концепции выдвигалась структурная перестройка системы Советов с целью решения проблемы их полновластия.
Наделения органов власти новыми функциями не предполагалось.
Советы сохраняли статус рабочей корпорации, но
власть в них должна была осуществляться по двум направлениям законодательному и исполнительному.
Задача реформы, таким образом, состояла в создании условий и гарантий для механизма осуществления Советами своих функций.
При этом не был проработан вопрос о готовности Советов эффективно осуществлять все властные полномочия.
С одной стороны, альтернативные выборы 1989-1990 гг.
привели к появлению в Советах депутатских фракций, что превратило последние в арену острой политической борьбы.
Оказалось, что Советы не владеют тактикой парламентских действий, плохо приспособлены для работы в условиях плюрализма и становящейся многопартийности.
С другой стороны, дело усугублялось слабостью экономической базы Советов.
Несмотря на то, что первые решения по усилению
186

[стр.,187]

Советов, принятые в 1986-1988 гг., были направлены повышение роли Советов в управлении процессами экономической и социальной жизни, на укрепление их материальной базы за счет отчислений предприятий, находящихся на территории Советов, и средств, поступающих в местные бюджеты за пользование трудовыми и природными ресурсами, реальная отдача от этих постановлений была низкой.
В результате Советы имели весьма скромные финансовые возможности для своих программ.
Кроме того, участились конфликты между различными уровнями власти.
В условиях ослабления власти союзного центра и отсутствия единой концепции процесс реформирования приобрел стихийный характер.
В Удмуртии политическая жизнь определялась интересами правящей элиты.
Предпринимаемые меры были, как правило, неэффективны, поскольку определялись процессом борьбы за власть.
Попытка трансформации системы Советов в условиях господства президентских структур и становления органов местного самоуправления не увенчалась успехом, а лишь ускорила процесс ликвидации советской власти.
С одной стороны, организационная основа советской системы, предполагавшая отказ от принципа разделения властей и их соединение в Советах в соответствии с идеей их всевластия, вступала в противоречие с институтом президентской власти.
С другой, Советы не смогли реализовать себя в условиях муниципальной реформы.
Разрешение возникшего противоречия было осуществлено силовым методом и привело к ликвидации советских органов власти всех уровней.
Одновременно складывались предпосылки для муниципальной реформы.
На уровне общественного правосознания стала обосновываться необходимость выведения местных органов власти из системы государственных органов.
При этом развитие начал местного самоуправления рассматривалось в контексте деятельности местных Советов.
Принятые на союзном, российском и региональном уровнях законы являлись попытками преобразования местных Советов в органы местного самоуправления.
Советы к началу 1990-х гг.
представляли реальную форму организации местной власти и управления.
Они имели определенный опыт организации и 187

[Back]