зрения, при первом же приближении, в истории развития общей западноевропейской картины мира проглядываются три глобальные эпохи: Античная, Средневековая и эпоха Новою времени. Главным основанием такой обобщенной периодизации может служить фундаментальная предпосылка построения общей картины мира. Такой предпосылкой в Античности и в Новое время явился мировоззренческий антропоцентризм, а в средневековый период ярко выраженная теоцентрическая ориентация. Естественно, античный антропоцентризм и антропоцентризм Нового времени существенно отличаются друг от друга. На наш взгляд, антропоцентризм Нового времени является несоизмеримо более жестким, категоричным и универсальным. Ведь именно в рамках современного антропоцентризма многие проблемы духовной жизни приобрели кризисный характер, а существование обывателя столкнулось с повсеместными проявлениями нравственного, эстетического и религиозного нигилизма. Вместе с тем, принципиально отмстить сам факт преемственноеги антропоцентрических традиций Западной Европы и подчеркнуть, что он не является отличительной чертой мировоззрения лишь последних столетий. В конце концов, эпоха Ренессанса, которую с полным основанием можно рассматривать как переходный период в процессе кардинальной смены мировоззренческих парадигм от средневекового теоцентризма к антропоцентризму Нового времени, являет собой попытку реставрации, возрождения античных идеалов, прежде всего в области гуманистических ценностей. Думается, что определение Нового времени в качестве «модерна» (этот термин стал особенно популярным в последние годы) также веских процессов. И глобальный пересмотр социокультурной идентификации человека всегда приводил к смене мировоззрения, системы ценностей, а в итоге, и к фундаментальным преобразованиям в развитии чело100 |
16 Но что стоит над всем этим? По какому критерию мы вправе обобщить все многообразие этих процессов с тем, чтобы история западноевропейской культуры предстала перед нами не в качестве хаотичного нагромождения беспорядочных фактов, а в виде стройной, единой системы, имеющей четкие тенденции развития? На мой взгляд, таким критерием может служить общая картина мира, развивающаяся на основе всех уровней человеческой деятельности в ее исторической и социокультурной динамике, и которая в наиболее обобщенном виде выражает отношение человека к Богу, природе, обществу и самому себе1. С этой точки зрения, при первом же приближении, в истории развития обшей западноевропейской картины мира проглядываются три глобальные эпохи: Античная, Средневековая и эпоха Нового времени. Главным основанием такой обобщенной периодизации может служить фундаментальная предпосылка построения общей картины мира. Такой предпосылкой в Античности и в Новое время явился мировоззренческий антропоцентризм, а в средневековый период ярко выраженная геоцентрическая ориентация. Естественно, античный антропоцентризм и антропоцентризм Нового времени существенно отличаются друг от друга. Мне представляется, что антропоцентризм Нового времени является несоизмеримо более жестким, категоричным и универсальным. Ведь именно в рамках современного антропоцентризма многие проблемы духовной жизни приобрели кризисный характер, а существование обывателя столкнулось с повсеместными проявлениями нравственного, эстетического и религиозного нигилизма. Вместе с тем, принципиально отметить сам факт преемственности антропоцентрических традиций Западной Европы и подчеркнуть, что он не является отличительной чертой мировоззрения лишь последних столетий. В конце ' В самом деле, рлничиые кульгурмыс 1рддииии по-ражому определяю! «сею человека а системе бытия» исходя из конкретно-исторического понимания сущности человека и его социокультурной ценности. Н частности, вопрос об идентификации человека, формировании его самосознания становился центральным и главки* фактором, определяющим весь ход развития культурных, экономических и социально-политических процессов. И глобальный пересмотр социокультурной идентификации человека всегда приводил к смснс мировоззрения, системы ценностей» а в итоге, и к фундаментальным преобразованиям 17 концов, эпоха Ренессанса, которую с полным основанием можно рассматривать как переходный период в процессе кардинальной смены мировоззренческих парадигм от средневекового теоцентризма к антропоцентризму Нового времени, являет собой попытку реставрации, возрождения античных идеалов, прежде всего в области гуманистических ценностей. Думается, что определение Нового времени в качестве «модерна» (этот термин стал особенно популярным в последние годы) также имеет под собой много оснований. И в самом деле, если мы рассматриваем культуру и мировоззрение Нового времени в качестве некоторой модернизации, то менее всего эта культура апеллировала к мировоззренческим парадигмам средневекового сознания. По всей видимости, всё же речь идёт об условной модернизации античной картины мира и того центрального положения, которое она огводила человеку в системе бытия. В этом плане античная культура, при всей своей неоднозначности, подчинена общей идее возвышения человека, что особенно отчетливо просматривается через сопоставление античной картины мира с картинами мира восточноазнатских регионов. Специфика древнегреческой и эллинистической культуры во многом была определена антропоцентрической и антропоморфной проблематикой, что отчетливо сказалось на развитии художественного творчества, научнофилософских доктрин и общественно-политического обустройства. Не случайно, что и религиозно-мифологические воззрения античного мира принципиально тяготеют к антропоморфному восприятию, что также весьма показательно2. в развитий человечества. Во5 это и даст вам основания говорить о смене исторических эпох и различных культурночюторичесхих традиций. ‘ Уже на уровне мифологического сознания Греция избрала совершенно иной путь, 1*сжели культуры Востока. В мифологии и религиях древнего Востока божественное начало чаще всего представало п виде некой абстракции, весьма далекой от обыденной житии человека. В Индии, у брахманов. умозрительный «брахмаи-атиак1ч Единое; у лжайиистоа • совершенная душа Стиха; у буддиста отрешенный Будда, который чаше всего олицетворяет не столько бога, сколько выступает в качестве «пророка*, учителя В Китае, у Конфуции. • «небо вообще»», у даосов непознаваемое Дао. В Финнкки владыка неба Ваал. В Египте самый очеловеченный бог Осирис весьма расплывчат: он си*вол»пнр>сг Нил, жизнь и увядание, он же судья в Царстве мертвых. Иное дело у греков. Роли богов распределены по профессиям (Гера покровительница рожениц. Посейдон бог моря, Аид бог подземного мира. Аполлон бог солнца и музыки. Артемида богиня охоты. Арсс бог войны. Афродита • богиня любви. Гефест бог огня. Гермес бог торговли. Дионис бог виноделия, Афина • богиня мудрости и ремесел и т. я). Каждый из них имеет свой собсттюнный ха |